- 25 декабря, 2023 год
Бетховен: соната для фортепиано № 14 «Лунная соната»
Введение
Лунная соната Бетховена официально известная как Соната № 14 для фортепиано в C# миноре «Quasi una fantasia», Op. 27, № 2 – одно из самых волшебных и любимых публикой произведений немецкого композитора.
Знаменитое романтичное название «Лунная» для первой части сонаты (Adagio sostenuto) было придумано музыкальным критиком Людвигом Релльштабом в 1832 году, спустя пять лет после смерти Бетховена. Релльштаб в своей рецензии сравнил музыку произведения с мягким светом луны, отражающимся на водах Фирвальдштетского озера, тем самым закрепив за сонатой образ поэтического и мечтательного произведения.
В статье мы расскажем как создавалась Лунная соната № 14 и какие события из жизни композитора этому сопутствовали.
- История создания
В начале 1800-х, когда Людвиг ван Бетховен начал испытывать ухудшение слуха, его популярность в Вене достигла небывалых высот. Композитор продолжал преподавать музыку в высших кругах Вены. Одной из учениц стала 17-летняя графиня Джульетта Гвиччарди. Бетховен описал свои чувства к ней в письме другу Францу Вегелеру в ноябре 1801 года, упомянув, что она «любит его и любима им». Бетховен не брал с неё денег за уроки, а в знак благодарности Джульетта шила для него рубашки.
Эта романтическая история отличавшегося влюбчивостью Бетховена закончилась печально. В марте 1802 года, вскоре после того как Бетховен закончил работу над 14-й сонатой, посвятив её Джульетте, чувства девушки к именитому учителю угасли. Гвиччарди отдала предпочтение другому австрийцу – композитору Венцелю Геленбергу и в итоге вышла за него замуж.
После смерти композитора 26 марта 1827 года, в тайнике его гардероба было обнаружено письмо «к бессмертной возлюбленной» вместе с портретом Джульетты Гвиччарди и «Гейлигенштадтским завещанием». Несмотря на то, что в тайнике лежали портреты других возлюбленных Бетховена, исследователи считают, что письмо было посвящено именно Джульетте, к которой Людвиг испытывал самые сильные чувства. В письме Композитор выражает глубокие и страстные чувства к своей возлюбленной, говоря о том, как сильно он её любит и скучает по ней. Он пишет о своём желании быть с ней, несмотря на то, что обстоятельства их разделяют. Бетховен также размышляет о смысле жизни и любви, а также о своём внутреннем мире и переживаниях.
Бетховен был известен сложным характером и тонкой душевной организацией. Подробнее о биографии композитора читайте в нашем блоге.
- Анализ и структура
Две сонаты Бетховена – 13-я и 14-я, ставшие частью опуса № 27, подчеркнуты подзаголовком «в духе фантазии» (итал. quasi una fantasia). Бетховен стремился выделить уникальную форму сонаты, которая заметно отличалась от традиционного классического сонатного цикла, характерного для того времени.
Соната состоит из трех частей:
Первая часть: Adagio sostenuto («Лунная»)
Соната № 14 Бетховена начинается нестандартно для сонатного цикла, с медленной, мрачной и скорбной музыки, которая обычно характерна для средней части. Известный музыкальный критик Александр Серов описывает первую часть сонаты как выражение «смертельного уныния». Хоральный план фактуры характеризуется движением басовых октав, создающих фундаментальную основу композиции. Гармоническая триольная фигурация пронизывает всю часть, представляя собой относительно редкий для Бетховена пример устойчивого ритмического движения, более характерного для прелюдий И. С. Баха. Особенно отмечают скорбный мелодический голос, совпадающий с линией баса и придающий произведению экспрессию и эмоциональность. Первая часть создает образы спокойной и загадочной ночи, освященной лунным светом. та часть полна контрастов между тишиной и внезапными всплесками эмоций, вызывая у слушателя ощущение глубокой задумчивости и медитативного умиротворения.
Вторая часть: Allegretto
Вторая часть 14-й сонаты Бетховена, Allegretto, представляет собой яркий контраст по сравнению с глубокой и задумчивой первой частью. Этот раздел сонаты представляет собой более живую и ритмичную композицию, которая добавляет контраст к общему настроению произведения. Allegretto отличается танцевальным характером. Ритм и мелодия легко запоминаются, и она часто вызывает у слушателей чувство радости и подъёма. В роли связующего звена между двумя более драматичными частями, Allegretto создаёт важную паузу, позволяющую слушателям подготовиться к эмоциональной третьей части.
Третья часть: Presto agitato
3-я часть 14-й сонаты полна драматической экспрессии и эмоциональных переживаний. Бетховен использует сложные гармонические переходы, которые придают этой части звучание и глубину. «Presto Agitato» исполняется в очень быстром темпе, что требует от пианиста высокого уровня технической подготовки и способности передать интенсивность произведения.Завершает композицию бурный и страстный финал, наполненный драматизмом и напряжением, что может вызывать у слушателя ощущение внутренней борьбы, стремления и невыразимого восторга.
- Стиль и влияние
«Лунная» соната отразила в музыке как и жизненные перипетии и личную трагедию автора, так и его неземное желание жить. Тоска по нераздельной любви, страдание от потери слуха нашли своё отражение в глубокой интонации сонаты №14. Лунная соната поражает своей глубиной и эмоциональной насыщенностью, демонстрируя мастерство Бетховена в использовании музыкального языка для передачи сложных эмоций и образов. Бетховен использовал музыку для выражения глубоких личных эмоций, что было новшеством для его времени.
Лунная соната предвосхитила многие идеи романтического искусства, включая экспрессию личных чувств и использование музыки как средства для эмоционального воздействия на слушателя. Стиль и подход Бетховена в Лунной сонате вдохновили многих композиторов на эксперименты с формой и гармонией, а также на более свободное и выразительное использование музыкального языка. Произведение высоко оценивали Фредерик Шопен, Ференд Лист и Гектор Берлиоз. Многие музыкальные критики описывают сонату как «одно из самых вдохновенных произведений», отмечая её уникальную способность нравиться как знатокам, так и широкой публике. Неудивительно, что за годы своего существования соната породила множество интерпретаций и необычных исполнений. Одним из таких примеров является переложение знаменитого гитариста Марселя Робинсона для гитары. Также широкую популярность получила аранжировка Гленна Миллера для джазового оркестра, демонстрирующая универсальность и многогранность бессмертного произведения.