- 25 апреля, 2024 год
Что послушать на Пасху? 5 шедевров духовной музыки
Введение
Пасха — один из самых значимых праздников в христианской культуре, отмечающий воскресение Иисуса Христа на третий день после распятия. Паcха является кульминацией Страстной недели, включающей Четверг Святой Тайной Вечери (Последний Вечер), Страстную Пятницу (день распятия Христа) и Светлое Воскресение (Пасха). История праздника уходит корнями к древнему иудейскому празднику Песах, символизирующего избавление народа Израиля из египетского рабства, описанного в ветхозаветной книге «Исход».
Пасхальные традиции отличаются между западными и восточными христианскими конфессиями из-за разницы в календарях и литургических обрядах, но суть праздника остается неизменной — это обновление веры, празднование победы жизни над смертью и света над тьмой.
Праздник вдохновил множество композиторов на создание великолепных произведений, отражающих глубокий духовный и культурный контекст этого праздника. Рассказываем о 5 пасхальных шедеврах классической музыки.
Иоганн Себастьян Бах – «Пасхальная оратория»
Оратория впервые была исполнена в Лейпциге в 1725 году на пасхальное воскресение. Произведение написано для солистов (сопрано, альт, тенор, бас), хора и оркестра. Бах использовал в «Пасхальной оратории» ряд музыкальных тем и мотивов, которые обогащают текст и подчёркивают радостное послание воскресения. Либретто воссоздает события, следующие за Воскресением Христа, через диалоги между Марией Магдалиной, Марией Иаковлевой, Петром и Иоанном. Бфиблейские персонажи обсуждают открытие пустого гроба и пытаются понять значение увиденного.
Оратория состоит из двух частей, разделённых короткой интермедией. Она начинается с яркого и торжественного хора, который устанавливает возвышенный тон всему произведению. Далее следуют речитативы и арии, в которых переплетаются рефлексии и библейские тексты, рассказывающие о событиях Пасхи. Бах мастерски сочетает лирическую поэзию с музыкальной экспрессией, делая «Пасхальную ораторию» не только произведением для исполнения, но и мощным духовным посланием.
«Адажио» из «Пасхальной оратории» в исполнении оркестра «Виртуозы Москвы»
Георг Фридрих Гендель – оратория «Мессия»
Гендель придумал новый музыкальный жанр для Англии – светскую ораторию, объединив традиционное для англичан хоровое пение и религиозную музыку. Неудивительно, что немецкий композитор был так почитаем в английском обществе. Оратория «Мессия» была впервые исполнена в Дублине в 13 апреля 1742 года. Все средства, вырученные от продажи билетов, были направлены ирландским больницам.
«Мессия» построена на размышлении о жизни Иисуса Христа. Оратория разделена на три части. Первая повествует о пришествии Мессии, вторая описывает страдание и воскрешении Христа, третья размышляет о христианском понимании вечной жизни через веру в Иисуса. Каждая часть оратории содержит комбинацию хоро, соло для вокалистов и оркестровку. Знаменитый хор «Аллилуйя», завершающий вторую часть и восхваляющий Бога за победу над смертью и грехом, стал отдельным произведением, исполняющимся на церковных службах.
Хор «Аллилуя» из оратории «Мессия»
Франц Шуберт – «Stabat Mater»
В переводе на русский язык с немецкого «Stabat Mater» можно перевести как «Стоящая мать». Это одно из ранних религиозных произведений Шуберта – композитор закончил его в 18 лет. Несмотря, на молодость, Франц уже проявлял талант к созданию глубоких эмоциональных мелодий, трогающих душу с первых аккордов. «Стабат Матер» написана в G-Minor для хора, солистов и оркестра.
Слова для солистов и хора взят из средневекового латинского гимна, описывающего скорбь Девы Марии у подножия креста, на котором умирал её сын Иисус Христос. Произведение открывается вводным хоровым пассажем, задающем трагический тон всего сочинения. Голоса солистов сопровождают нежные и лирическими мелодиями, наполненные светлой грустью и сочувствием.
«Stabat Mater» в исполнении Симфонического оркестра Московской консерватории
Пётр Ильич Чайковский – «Литургия Святого Иоанна Златоуста»
Одно из ключевых религиозных произведений великого композитора. Создание композиции подчеркнуло глубокий интерес Чайковского к русской православной музыке. Литургия написана в 1878 году, когда интерес к церковным песнопениям в обществе стал возрождаться, благодаря творчеству таких композиторов, как Дмитрий Бортнянский и Александр Архангельский.
Чайковский писал литургию преимущественно а-капелла на русском языке, близком к современному, с минимальным использованием инструментовки. Композитор предполагал, что произведение будет использоваться в церковных богослужениях. Несмотря на то, что официальная церковь встретила «Литургия Святого Иоанна Златоуста» сдержанно из-за музыкальных новаций, со временем она приобрела статус канонической классики религиозной музыки.
Литургия состоит из 15 частей, каждая из которых соответствует различным фрагментам православного богослужения, включая:
- Великое славословие
- Херувимская песнь («Иже херувиме»)
- Верую или Никейско-Константинопольский символ веры
Композиция с первых аккордов захватывает насыщенным эмоциональным настроением, не ослабевающем до финала.
Литургия Святого Иоанна Златоуста в исполнении хора студентов Санкт-Петербургской консерватории
Сергей Рахманинов – «Всенощное бдение»
«Всенощное бдение» или «Вечерня» создано в 1915 году на пике карьеры Сергея Рахманинова. Великий русский композитор написал «Вечерню» всего за две недели, что подчеркивает глубокое чувство вдохновения и увлеченности церковной музыкой. Рахманинов использовал тексты из православной литургии, большинство из которых взяты из Псалтири, а также церковные гимны и молитвы. «Всенощное бдение» славится сложными гармониями, богатым и глубоким звучанием хора. Рахманинов использовал широких диапазон динамических оттенков, от тихих, загадочных мелодий до мощных, взрывных фортиссимо.
«Вечерня» представляет собой сочетание вечерних и утренних песнопений, которые традиционно исполняются во время православного всенощного бдения. Произведение состоит из 15 частей, каждая из которых соответствует фрагментам православной и вечерней утренней службы.
Считается, что Рахманинов сказал о «Всенощном бдении»: «Это моё любимое произведение, я наслаждаюсь его исполнением».
«Всенощное бдение» – реконструкция премьеры 1915 года
Больше интересных фактов из мира классической музыки читайте в нашем блоге
Почему англичане полюбили «Аллилуйя» Генделя
Чайковский: балет «Спящая красавица». История волшебства и любви