- 21 марта, 2024 год
Что такое па-де-де? История изящного балетного танца
Введение
Па-де-де (pаs de deux – дословно «шаг обоих») представляет собой танцевальную сцену, в которой два танцора, преимущественно мужчина и женщина вместе исполняют балетные шаги. Это одна из самых элегантных и изящных форм танца, требующая не только высокой техники исполнения, но и интенсивной сценической харизмы и предельного уровня эмоций. Па-де-де характерно для классического балета и встречается во многих известных шедеврах, включая «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Жизель».
Рассказываем историю и разбираем структуру завораживающего балетного танца.
Кто первым придумал па-де-де?
Первые элементы, напоминающие па-де-де появились в начале XVIII века. Парный танец использовался в качестве вступления к театральным представлениям. Пары исполняли одинаковые танцевальные движения, держась за руки. Развитие танец получил в эпоху барокко – его использовали для усиления драматизма. В раннем балете «Любовь Марса и Венеры», поставленном в 1717 году англичанином Джоном Уивером, один из героев – Марс, через танец демонстрировал горячую любовь, галантность, уважение и поклонение Венере. Та в свою очередь движениями выражала взаимность, скромность и желание.
В конце XVIII – начале XIX века па-де-де претерпел новые формы развития. Физический контакт танцоров стал более тесным, партнёры начали подбрасывать балерин, движения танцовщиц становились изящнее и утонченнее, появился шаг на цыпочках.
Важнейший вклад в развитие идеи па-де-де во второй половине XIX века внёс великий русско-французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа (1818-1910). Концепция grand pas de deux предполагала использование танца в качестве кульминационного момента сцены или всей постановки. Формат включал последовательное вступление и адажио в исполнении ведущих танцоров мужского и женского пола, за которыми следовали виртуозные соло (сначала мужчины, а затем женщины) и финал. Один из самых известных примеров – балет «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского, котором второй акт завершается grand pas de deux между Принцессой и Щелкунчиком-Принцем.
Структура па-де-де
Гран-па-де-де представляет собой структурированный танец, состоящий из пяти частей – вступление, адажио, две вариации (соло для каждого танцора) и коду (завершение). Это своеобразный цикл танцев, объединенных общей темой, символизирующий историю любви. Па-де-де обычно исполняют ведущие солисты, придавая танцу особенную важность и блеск.
Вступление (Entrée)
Короткая прелюдия, обозначающая начало сюиты. Танцоры выходят на сцену, изображая чувство взаимного впечатления, кланяются друг другу, занимая позиции, готовясь к последующему адажио. Порядок появления на сцене балерины и танцовщика различается в зависимости от хореографии.
Адажио (Adagio)
Адажио исполняют медленно и грациозно, подчеркивая эмоциональную и физическую гармонию между партнёрами. В адажио балерина исполняет медленные и продолжительные движения. Партнёр стремится сохранить равновесие и легкость, одновременно, придерживая балерину. Танцор может использовать подъем, удержание и поддержку во время вращений, а также предлагать руку или кисть, чтобы балерина могла использовать их в качестве опоры при выполнении сложных балансов.
Вариации (Variations)
По завершении адажио танцоры расходятся, каждый из них занимает центральное место и исполняет вариацию (сольный танец). Вариации демонстрируют зрелищные акробатические прыжки и повороты, а также навыки и атлетизм отдельных танцоров. Сначала вариации представляет мужской танцор, а затем балерина.
Кода (Coda)
Заключительная часть гран-па-де-де. Это либо повторение ранних частей, характерных для адажио, вариаций или того и другого. Коду венчает эффектная музыкальная кульминация.
Па-де-де из русского балета
Каждый из знаменитых па-де-де имеет собственную неповторимую атмосферу, стиль и эмоциональную глубину. Одним из запоминающихся образцов па-де-де являются фрагменты из великих русских балетных постановок.
Па-де-де драгоценностей («Щелкунчик»)
Этот волшебный момент из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского – апогей второго акта. Принц и Клара (или Маша) встречаются в сказочной стране сладостей. Музыкальная композиция, красивые костюмы и изящные движения танцоров создают атмосферу волшебства и романтики.
Эмоциональный момент, предшествующий расставанию принца Зигфрида и белой лебеди Одетты. Танец выражает взаимную привязанность, красоту и неотвратимость печальной судьбы.
Живой и энергичный танец из балета «Дон Кихот» Мариуса Петипа отражает изящество испанского стиля и техники. Главные герои, Базильо и Китри, исполняют серию впечатляющих и динамичных движений, демонстрируя страсть.
В этом танце из «Лебединого озера» Чайковского и Петипы показана встреча Зигфрида и черной лебеди Одиллии, созданной тёмной магической силой. Танец изображает коллизию борьбы добра со злом.