Джон Уильямс: музыкальная биография от «Звездных войн» до «Гарри Поттера

Введение

Джон Уильямс – главный композитор Голливуда, лауреат многочисленных премий и автор культовых саундтреков. Его изюминка – создание уникальных музыкальных миров для хай-концепт фильмов. Уильямс умеет подчеркнуть эмоциональный фон для сложных киновселенных, опираясь на традиции классической симфонической музыки. Трудно не согласиться, что «Имперский марш», тема из «Звездных войн» или саундтрек к фильмам о Гарри Поттере с первых нот вызывают устойчивые ассоциации с кинокартинами, пробивая до мурашек. 

Карьера Джона Уильямса – образец упорства и профессионализма. В статье, мы расскажем о биографии живой легенды и разберём музыкальную характеристику его творчества.

Детство и ранние годы Джона Уильямса

Джон Таунер Уильямс родился 8 февраля 1932 года в Нью-Йорке в семье, где музыка была не просто увлечением, а образом жизни. Его отец, Джон Фрэнсис Уильямс, был профессиональным джазовым барабанщиком и играл с такими звездами, как Бенни Гудмен. 

Молодой Джон Уильямс

Музыкальная среда, окружавшая Джона с детства, определила его будущее — нотные тетради и джазовые пластинки стали привычными спутниками мальчика. С ранних лет Джон начал проявлять интерес к музыке, встречая поддержку родителей. Еще в детстве он начал брать уроки игры на пианино, демонстрируя выдающиеся музыкальное чутье и технические способности. Уильямс вспоминал, что его дом был наполнен звуками фортепиано. Он любил подолгу импровизировать за инструментом, черпая вдохновение из джазовых записей отца.

В 1948 году, когда Джону было 16 лет, семья переехала в Лос-Анджелес. Это событие стало поворотным моментом в его жизни. В Калифорнии Уильямс поступил в Северо-Голливудскую среднюю школу, где продолжил развивать свои музыкальные навыки. Город, ставший центром киноиндустрии, оказал на него большое влияние, и Джон начал всерьез задумываться о карьере композитора.

Начало музыкальной карьеры

После окончания средней школы Джон Уильямс решил связать свою жизнь с музыкой. Вдохновленный творчеством своего отца, Уильямс поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA), где изучал композицию и теорию музыки. Среди его преподавателей был итальянский композитор еврейского происхождения Марио Кастельнуово-Тедеско (1895-1968).

Тедеско славился как мастер классической гитары и тесно сотрудничал с голливудскими студиями MGM и Colombia Pictures. В то время саундтреки были лишь дополнением для кинокартин, поэтому композиторы кино редко получали заслуженную славу. Тем не менее, Тедеско поучаствовал в записи музыки к 200 фильмов, хотя его имя не всегда упоминалось в титрах. 

Марио Тедеско сыграл ключевую роль в адаптации Уильямса к миру кинокомпозиции. Учитель помог Джону понять специфику написания музыки для кино, где важно не только создавать красивые мелодии, но и взаимодействовать с визуальной составляющей фильма. Тедеско привил Уильямсу глубокое понимание того, как мелодия должна взаимодействовать с оркестром, что нашло отражение в будущих работах Джона.  

Однако, для молодого Уильямса академических знаний было недостаточно. В начале 1950-х он отслужил в ВВС США, где аранжировал музыку для военных оркестров. Стремясь расширить горизонты, Джон продолжил образование в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Здесь Уильямс обучался игре на фортепиано, попутно подрабатывая джазовым пианистом в местных клубах. Эти выступления позволили ему отточить свои навыки импровизации и аранжировки, развить чуткость к ритмам и гармониям.

Первые шаги в кино

Окончив Джульярдскую школу, Уильямс вернулся в Лос-Анджелес. Его навыки аранжировщика помогли быстро найти работу студийным пианистом в Голливуде. Первым серьезным проектом Уильямса стало участие в записи саундтрека к легендарному «Психо» (1960) под руководством композитора Бернарда Херрманна (1911 – 1975). Позже Уильямс играл в оркестре Генри Манчини (1924–1994) при записи саундтрека к фильму «Завтрак у Тиффани» (1961), где звучит знаменитая песня «Moon River».

Джон Уильямс биография

Хотя эти проекты не приносили большой славы, они дали ему возможность экспериментировать с музыкальными стилями. Умение сочетать джаз, классику и элементы поп-музыки помогло ему выработать собственный музыкальный почерк, который впоследствии прославил его на весь мир.

В саундтреке к культовой комедии Уильяма Уайлера «Как украсть миллион» (1966) с Одри Хепберн Джон Уильямс вновь исполнил джазовые партии фортепиано. Первой номинацией на «Оскар» стал адаптированный саундтрек к фильму «Долина кукол» (1968).

Прорыв в Голливуде

Путь Джон Уильямса к мировой славе началася с победы на «Оскаре»  в номинации «Лучший саундтрек» к мюзиклу Нормана Джуисона «Скрипач на крыше» (1971). Уильямс адаптировал для фильма композиции Джона Бока.

Успех закрепила еще одна номинация на «Оскар» за музыку к фильму-катастрофе «Приключение «Посейдона» (1972). Это был первый проект, где Уильямс проявил себя как самостоятельная творческая единица. Напряженные, насыщенные эмоциями мелодии заявили о Джоне, как о мастере запоминающихся лейтмотивов. Именно с этого момента имя Уильямса стало появляться в списках авторов крупных голливудских проектов.

Джон Уильямс и Стивен Спилберг

Звездный час Уильямса наступил в 1974 году, когда молодой режиссер Стивен Спилберг пригласил его написать саундтрек к фильму «Челюсти». Музыка, которую Уильямс создал для этого триллера, оказалась невероятной. Легендарная двухнотная тема, ассоциирующаяся с приближением акулы, стала узнаваемой музыкальной темой из кино. Она передавала напряжение и страх, которые испытывали герои и зрители. За этот шедевр Уильямс получил свой второй «Оскар» за лучшую оригинальную музыку.

Прорыв Уильямса в 1970-х годах был чередой удачных проектов — он буквально изменил подход к музыке в кино. Его работы доказали, что саундтрек может стать неотъемлемой частью повествования и создать эмоциональный отклик у зрителей. Уильямс принес в Голливуд новый взгляд на симфоническую музыку, вдохновленную классическими композиторами, такими как Вагнер, Стравинский и Игорь Стравинский, но при этом отвечающую духу времени.

Работа со Спилбергом и Лукасом

После успеха «Челюстей» Уильямс стал частью команды Спилберга и принял участие в работе над такими проектами, как «Близкие контакты третьей степени» (1977), «Индиана Джонс» и «Список Шиндлера» (1993). Однако важной вехой в его карьере стало сотрудничество с другим режиссером Нового Голливуда — Джорджем Лукасом.

 В 1977 году Уильямс написал музыку для «Звездных войн». Эпическая, величественная и запоминающаяся музыкальная тема не только задала новый стандарт для киномузыки, но и стала культурным феноменом. За этот фильм Уильямс получил еще третий «Оскар». Джон закрепил за собой статус одного из самых влиятельных композиторов в мире кино.

Культовые работы: от «Звездных войн» до «Гарри Поттера»

Когда говорят о культовых фильмах, которые сформировали поп-культуру, «Звездные войны» неизбежно становятся частью разговора. Композитор подарил миру один из самых узнаваемых и влиятельных саундтреков в истории кино.

Саундтрек к «Звездным войнам» — симфоническое наследие

Музыка Уильямса к «Звездным войнам» (оригинальная трилогия — 1977, 1980, 1983) сделала его имя синонимом эпической симфонической музыки. Джон обратился к традициям великих композиторов, таких как Рихард Вагнер и Игорь Стравинский, создавая сложные и драматические музыкальные темы. Используя сложные симфонические партитуры он достиг уникального неоромантического звучания.

Ключевой особенностью саундтрека стало использование лейтмотивов, характерных для опер Вагнера. Это музыкальные темы, ассоциированные с определенными персонажами, местами, событиями или идеями. Среди основных лейтмотивов – темы Силы, темы принцессы Леи. А центральная музыкальная тема «Звездных войн», с которой начинаются все фильмы саги, уже более 40 лет будоражит сердца зрителей по всему миру.

Самым узнаваемым музыкальным произведением саги безусловно стал «Imperial March» – визитная карточка главного злодея Дарта Вейдера. Олицетворяющий мощь и угрозу Галактической Империи, он погружает зрителя в атмосферу битвы между светом и тьмой. Композиция построена на характерном маршевом ритме в такте 4/4, что подчеркивает дисциплину и силу Империи.

«Индиана Джонс» — Музыкальное воплощение приключений

Еще одним ярким примером сотрудничества Джона Уильямса и Стивена Спилберга стал «Индиана Джонс». Главная тема фильма «Raiders March» — это гимн приключений, который мгновенно узнается с первых нот. Музыка Уильямса в этой серии фильмов создает атмосферу дикой энергии и постоянного движения, усиливая харизму и отвагу главного героя, археолога Индианы Джонса.

Вдохновляясь классикой приключенческого жанра, Уильямс сумел передать всю динамику погони, опасности и находок, которые сопровождают героев по ходу трилогии. «Индиана Джонс» и музыка к нему стали символами целого кинематографического направления, где дух авантюризма выражен не только визуально, но и музыкально.

«Парк Юрского периода» — эпичность природы

В 1993 году Джон Уильямс создал еще одну легендарную партитуру для фильма Стивена Спилберга — «Парк Юрского периода». В этой работе музыка стала воплощением величия и мощи природы. Главная тема, исполняемая оркестром, подчеркивает грандиозность динозавров и их окружающей среды. Уильямс создает чувство трепета перед древними гигантскими существами.  

Тонкие и мягкие мелодии создают у зрителей ощущение изумления, когда они видят оживших динозавров. Тем временем напряженные и резкие ритмы усиливают атмосферу опасности, когда эти создания начинают преследовать героев. Музыка Уильямса снова стала самостоятельным участником действия, задающим настроение и усиливающим эмоции.

«Гарри Поттер» — Музыкальная магия

Джон Уильямс написал саундтрек к первым трём фильмам о мальчике-волшебнике. Композитору предстояло погрузить зрителя в атмосферу магического мира с предвкушением чувства волшебства. Так появилась незабываемая «Hedwig’s Theme», ставшая символом волшебства и приключений. Композиция названа в честь совы Гарри Поттера. 

Основной мотив мелодии исполнен на челесте – клавишном музыкальном инструменте, который производит нежный колокольчатый звук. Для большой классики челесту открыл русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Он использовал магические звуки при написании музыки к балету «Щелкунчик». Челеста звучит в «Вальсе Цветов» и «Танце Феи Драже». С тех пор музыкальный инструмент неизменно ассоциируется с волшебством, поэтому неудивительно, что Уильямс решил воспользоваться находкой Чайковского. 

Каждая нота «Hedwig’s Theme» подчеркивает таинственность и хрупкость мира магии. Для зрителя приоткрываются двери туда, где оживают заклинания, древние артефакты и сказочные существа. Мелодия начинается нежно, но затем набирает динамику и становится более драматичной, что символизирует переход от детской фантазии к серьёзным событиям и взрослым решениям. Музыка Уильямса стала культурным феноменом – фанаты Гарри Поттера узнают «Hedwig’s Theme» с первых нот. Композиция мгновенно переносит во вселенную мальчика-волшебника.

Наследие и достижения

Уильямс — обладатель многочисленных наград, которые подчеркивают его достижения. Пять «Оскаров» (включая «Челюсти», «Звездные войны» и «Список Шиндлера»), четыре «Золотых глобуса», 25 премий «Грэмми». За всю карьеру он был номинирован на премию «Оскар» более 50 раз. Но даже эти цифры не могут передать влияния композитора на индустрию.

Джон Уильямс

В 2005 году Американский институт киноискусства признал Джона Уильямса величайшим композитором за последние 100 лет. А его вклад в развитие мировой музыки был отмечен президентской медалью Свободы — одной из высших наград США, которая вручается за значительные заслуги перед нацией.

Работы Джона Уильямса вдохновляют не только поклонников кино, но и новое поколение композиторов. Его умение вплетать классические мотивы в современные саундтреки задало новый стандарт для композиторов, работающих в кино и телевизионной индустрии. Композиторы, такие как Ханс Циммер и Александр Деспла, называют Уильямса своим учителем и источником вдохновения.

Помимо кино, Уильямс оставил значительный след и в классической музыке. Он дирижировал оркестрами мирового уровня, включая Бостонский симфонический оркестр и Лондонский симфонический оркестр, и создавал произведения, которые исполняются в лучших концертных залах мира.

Влияние на поп-культуру

Музыка Джона Уильямса не просто сопровождает фильмы, она становится частью массовой культуры. Тема «Звездных войн» звучала на Олимпийских играх, концертах и всевозможных массовых мероприятиях. Его произведения транслируются на радиостанциях и остаются популярными среди поклонников разных возрастов. Композиции Уильямса исполняют школьные оркестры, а профессиональные музыканты записывают каверы на его знаменитые темы.

Джон Уильямс

Уильямс активно поддерживает молодых талантов. Его работа с юными композиторами и дирижерами через различные мастер-классы и музыкальные программы стала еще одним доказательством его стремления сохранить и развить музыкальные традиции.

Джон Уильямс — один из самых влиятельных композиторов нашего времени. Его работы сопровождают нас с экранов кинотеатров, становясь частью нашей жизни. Музыкальный гений Уильямса будет продолжать вдохновлять и удивлять еще многие поколения, а его саундтреки — служить эталоном для будущих композиторов.

TOPconcerts представляет: Дж. Роулинг – «Гарри Поттер и Философский камень»

Саундтрек Джона Уильямса стал неотъемлемой частью мира Гарри Поттера. Мы приглашаем вас окунуться в атмосферу волшебства и победы добра над злом и услышать её вживую в мастерском исполнении симфонического оркестра.

23 ноября в 14:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: «Гарри Поттер и философский камень»– Видеопроекции и музыка из фильма

23 ноября Гарри Поттер и Философский камень концерт

Премьера в России!

Грандиозный новогодний музыкальный сказочный концерт «Гарри Поттер и философский камень» в блистательном исполнении Заслуженного Артиста России Александра Олешко, Большого симфонического оркестра и гигантских проекций и музыки из фильма!

Сказочная новогодняя история оживет на сцене благодаря актерскому мастерству популярнейшего актера театра и кино Александра Олешко в обрамлении всемирно известной музыки Джона Уильямса и гигантских видеопроекций кадров из фильма «Гарри Поттер и философский камень».


Зал будет превращен в сказочный мир и зрители (не только дети, но и взрослые,) в буквальном смысле слова открыв рот, будут наблюдать за удивительным путешествием Гарри Поттера в волшебном мире – все это гарантирует незабываемые впечатления от концерта!

Только на нашем сайте вы можете купить билет на концерт музыки Джона Уильямса в Зале Церковных Соборов по эксклюзивной скидке от организатора 20% и дешевле, чем в кассе концертных площадок.

Записи в блоге

Ближайшие концерты

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >