- 11 ноября, 2024 год
Джордж Гершвин: «Американец в Париже» – история создания
Введение
«Американец в Париже» Джорджа Гершвина – это не просто произведение классической музыки, а живая музыкальная картина, передающая атмосферу Парижа 1920-х годов. Написанная в 1928 году, эта симфоническая поэма стала своеобразным музыкальным дневником американца, очарованного элегантностью французской столицы. Гершвин соединил джаз и симфоническую традицию, вдохнув в произведение динамику большого города, игру света и тени, шум и романтику улиц Парижа. Сегодня «Американец в Париже» продолжает завораживать слушателей своей энергией и парижским очарованием, оставаясь одной из наиболее ярких музыкальных иллюстраций к эпохе.
Рассказываем историю создания произведения.
Как Гершвина манил Париж
Согласно книге Чарльза Шварца «George Gershwin: His Life and Music», в 1926 году Гершвин отправился в первую поездку в Париж. Столица Франции в то время стала центром мировой культуры. Здесь жили и творили писатели Френсис Скотт Фитцжеральд и Эрнест Хэмингуэй, художники Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, ставил знаменитые «Русские сезоны» Сергей Дягилев.
Мечта посетить Париж не миновала и Джорджа Гершвина. После триумфальной премьеры сюиты для фортепиано с оркестром «Рапсодия в стиле блюз», Гершвин стал признанным музыкантом Бродвея, который вывел джаз на уровень искусства. Тем не менее, композитор хотел усовершенствовать свои навыки композиции и попасть в ученики к Морису Равелю – мастеру музыкального импрессионизма.
На прослушивании француз был настолько потрясен самобытностью и уникальным стилем американца, что неожиданно отказался брать Гершвина на учебу. Равель подчеркнул, что не хочет испортить молодого гения и предложил ему быть «первоклассным Гершвином», а не «второсортным Равелем».
В ответ Гершвин пригласил Равеля в Нью-Йорк на празднование своего дня рождения в марте 1928 года. Вновь встретившись с французом в США, Гершвин вновь захотел вернуться в Париж. На этот раз, Джордж взял с собой брата Айру – автора стихов к своей музыке.
По второму приезду, Гершвин решил попроситься в ученики к Наде Буланже – авторитетной пианистке и педагогу, но вновь получил отказ. Буланже прямо сказала Джорджу, что не сможет научить его ничему, чего бы он не достиг. Она посоветовала ему отказаться от идеи обучения, прислушиваться к музыкальному чутью и развивать собственный стиль. Этот совет вдохновил Гершвина продолжить работу над новой композицией, основанной на парижских впечатлениях, которая впоследствии стала «Американцем в Париже».
История создания пьесы «Американец в Париже»
В основу пьесы «Американец в Париже» легло другое произведение Гершвина – песня «Very Parisienne». Композитор написал её во время первого визита в столицу Франции в 1926 году и посвятил её хозяевам своей съемной квартиры – Роберту и Мабель Ширмер.
Вернувшись в Париж в 1928 году, Гершвин поставил перед собой задачу создать произведение, которое выразит переживания американского туриста, погружающегося в шум и жизнь французской столицы. Композитор хотел передать ритмы и звуки Парижа, его изысканность и живость. Он даже привез с собой автомобильные клаксоны, чтобы добавить в пьесу городской колорит.
Работа над «Американцем в Париже» шла быстро: оркестровка была завершена менее чем за месяц до премьеры, состоявшейся 13 декабря 1928 года в Карнеги-холле под руководством Вальтера Дамроша и Нью-Йоркского филармонического оркестра. Гершвин называл это произведение «рапсодическим балетом» — оно было написано в свободной форме, с сочетанием классической структуры и современных джазовых мотивов.
Структура и художественный стиль
Гершвин называл пьесу «Американец в Париже» «рапсодическим балетом». Оно было написано в свободной форме произведение, в которой симфоническая музыка встречается с элементами джаза, создавая динамичное и красочное музыкальное полотно. Композиция строится по принципу пяти эпизодов, объединенных в сложную трехчастную форму, где каждый раздел отражает различные эмоции и впечатления американского туриста, гуляющего по Парижу.
Структура произведения
- Первая часть (A) — начинается с плавных, «блуждающих» тем в темпе Allegretto grazioso, передающих атмосферу оживленных улиц Парижа. Гершвин вводит несколько мелодий, которые перекликаются между собой, добавляя тембры гобоя, английского рожка и звуки автомобильных рожков. Эта секция написана в духе французских композиторов, таких как Клод Дебюсси и Морис Равель, с использованием диатонических мелодий и легких, певучих ритмов, которые создают ощущение легкой прогулки.
- Средняя часть (Andante ma con ritmo deciso) — переход к американскому блюзу, где ощущается тоска по дому. Эта часть медленная, глубокая, и в ней преобладает ностальгический оттенок, который Гершвин передает через блюзовые мотивы и синкопированные ритмы. Она символизирует момент, когда американец ощущает разницу между Парижем и родной Америкой и слегка грустит по дому.
- Третий эпизод (Allegro) — возвращается к более быстрому темпу с энергичными, 12-тактовыми блюзовыми мотивами. Он показывает «оживление» туриста, который снова погружается в жизнь Парижа, его звуки и ритмы. Эта часть построена на блюзовой форме, но с элементами ускорения, что создает ощущение городского движения.
- Реприза первой части (Moderato con grazia) — возвращается к легким и светлым темам, представленным в начале пьесы. Здесь повторяются «блуждающие» мотивы, но в более умеренном темпе, что придает им завершенность и гармоничность.
- Кода (Grandioso) — финал пьесы, в котором происходит наложение тем, символизирующих американский блюз и парижские мотивы. Кода звучит торжественно и объемно, подчеркивая завершение путешествия и осознание всей палитры впечатлений от Парижа.
В исполнении пьесы участвуют следующие инструменты: флейта пикколо, гобои, флейты, английский рожок, басс-кларнет, тромбоны, тубы, литавры, цимбалы, глокеншпиль, челеста, саксофоны сопрано, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны.