- 29 июля, 2024 год
Иоганн Себастьян Бах: биография музыкального гения эпохи «барокко»
Введение
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) один из величайших композиторов и музыкантов барокко. Его творчество охватывает сюиты, органную, камерную и оркестровую музыку.
Вклад И. С. Баха в развитие полифонии и гармонии стали основополагающим элементом классической музыки. Бах известен мастерской техникой фуги и хоральной прелюдии, а также выдающимися произведениями, такими как «Бранденбургские концерты» и «Месса си минор». Сегодня это обязательный материал для изучения студентами консерваторий.
Музыкальное наследие Баха выдержало испытание временем и оказало значительное влияние на композиторов следующих поколений, включая Людвига ван Бетховена и Иоганнеса Брамса. Музыка Баха на сегодняшний день исполняются в различных музыкальных залах, церковных службах и образовательных учреждения, подтверждая статус универсального музыкального гения.
В статье мы расскажем о биографии Иоганна Себастьяна Баха и самых значимых произведениях.
Детство и ранние годы
Будущий композитор родился в марте в саксонском городе Эйзенахе в 1685 году. Он был последним ребенком в семье музыканта Иоганна Амброзия Баха. Благодаря семейным традициям Бах был погружен в музыкальный мир с самого раннего детства. Иоганн начал обучение под руководством отца – городского музыканта. По достижению школьного возраста, будущий Иоганн Бах поступил в латинскую школу в Эйзенахе, где получил основное образование. Там же он стал обучаться музыке при местной церкви.
Вскоре, девятилетний Иоганн потерял мать, Марию Элизабет Леммерхирт. Когда композитору исполнилось 10 лет, ушёл из жизни его отец. Эти горькие события стали поворотным моментом – мальчику пришлось покинуть родной город и переехать к брату Иоганну Кристофу Баху в городе Ордруф. Брат продолжил заниматься воспитанием будущего композитора.
В Ордруфе, Иоганн приступил к изучению латинского языка, теологии и музыки при гимназии. В свободное время он увлечённо копировал и изучал произведения немецких композиторов – органистов, таких как Иоганн Пахельбель и Дитрих Букстехуде. Библиотека брата стала настоящей сокровищницей — она открывала перед Иоганном мир музыкальных шедевров. Юный Бах, как гласит легенда, ночью тайком переписывал ноты под светом луны, так как не имел возможности пользоваться этими драгоценными материалами.

В возрасте пятнадцати лет композитор покинул дом старшего брата, чтобы переехать Люнебург и поступить в школу Святого Михаила в Лёненбурге. Это решение открыло перед ним путь в мир музыкальной культуры Северной Германии. Здесь у него появилась уникальная возможность услышать произведения выдающихся органистов и клавиристов своего времени, что способствовало его музыкальному развитию. В школе Бах впервые прикоснулся к трехмануальному органу, который считался одним из лучших в Европе, что помогло ему глубже понять мастерство исполнения.
Первые учителя
Конечно же, как и ранее мы уже говорили, одним из серьезных преподавателей и первых, был старший брат. Иоганн Кристоф. Будучи учеником известного органиста Иоганна Пахельбеля, он стал первым наставником юного Баха. Он познакомил мальчика с основами теории и композиции, а также давал уроки органа и клавира.

Когда Иоганн Себастьян Бах поступил в школу Святого Михаила в Лёненбурге, у него появилась возможность брать уроки у немецкого органиста и композитора Георга Брёме. Брёме в тот момент играл в городской церкви Святого Иоанна и познакомил мальчика с техникой игры на инструменте. В те годы Бах также посещал церковную школу, где, помимо общего образования, получал дополнительные музыкальные знания, включая церковное хоровое пение.
«Веймарский» период
В восемнадцатилетнем возрасте Иоганн Себастьян Бах принял предложение о службе у герцога Вильгельма Эрнста. Он получил должность органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте. Обратно композитор вернулся через пять лет, чтобы стать органистом и выступать в качестве камерного музыканта. Этот период стал одним из самых важных, так как работая у герцога, Бах создал немалое количество произведений для органа и клавира. Особенно значима и любима среди публики «Токката и фуга ре минор».
Позже композитор начал глубже изучать итальянскую музыку, в частности, творчество Антонио Вивальди. Он активно адаптировал и перерабатывал произведения итальянских мастеров, что повлияло на его собственный художественный стиль. Итальянская форма, нашла свое отражение в его концертах для органа и клавира, делая их более ясными и выразительными.
В 1714 году Бах был приглашен стать концертмейстером при дворовом оркестре, что свидетельствовало о растущем уважении к его таланту. Этот период открыл педагогическую главу в его карьере: Бах взял первых учеников. В 1717 году Бах получил предложение занять должность капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кётенского. Герцог Вильгельм Эрнст был недоволен тем, что Бах решил покинуть его службу. Он воспринял это как предательство и попытался удержать композитора, заключив его под стражу на месяц. Вскоре Бах был освобожден и получил разрешение на поездку в Кётен.
Иоганн Себастьян Бах в Кётене
По приезде в Кетен, Бах начал заниматься светской музыкой, так как князь Леопольд, исповедующий кальвинизм, не проявлял большого интереса к церковным службам. Именно благодаря поддержке князя композитор мог свободно экспериментировать с музыкальными формами.
Одним из самых значительных творений этого периода стали «Бранденбургские концерты» — шесть инструментальных концертов, посвященных маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбургскому. В этих сочинениях проявляется его выдающееся мастерство и разнообразие стилей – от ярких и энергичных до лирических и утонченных. Произведения исполнялись в разных составах: от духовых инструментов до струнных и скрипок. «Бранденбургские концерты» Бах написал с целью получить должность при дворе маркграфа. Этот план не удался – запрос оказался без внимания, но позже цикл стал канонической классикой церковной музыки.
Позднее, Бах упорно работал над крупным полифоническом сборником «Хорошо темперированный клавир. Том первый». Это сборник прелюдий и фуг для клавишных инструментов во всех тональностях, признанный одним из самых ярких достижений западной классической музыки. Фуги демонстрируют мастерство Баха в контрапункте и его способность развивать темы и мотивы.
«Лейпцигский» период
Немаловажным остается Лейпцигский период – один из самых плодотворных в карьере Баха. В 1723 году композитор получает должность кантора Церкви Святой Фомы в Лейпциге, простым языком музыкального директора. Должность включала руководство хором, обучение студентов и организацию музыкальных программ для четырёх главных церквей города. Здесь он создал около 200 церковных кантат. Среди них можно выделить хоровые: «Иисус, радость желаний человеческих» (BWV 147) и «Сердце и уста, и дело, и жизнь». (BWV 147).
В то же время Бах написал свои вокально-симфонические сочинения, включая «Страсти по Матфею» (BWV 244) и «Страсти по Иоанну» (BWV 245). Эти произведения объединяют религиозность с музыкальным выразительным и драматическим напряжением. В этот период завершилась работа над «Мессой си минор» (BWV 232), которая стала одним из величайших произведений церковной музыки. Эта месса великолепно сочетает католические и протестантские традиции, демонстрируя богатство полифонии и гармоний. В Лейпциге музыкант также написал ряд важных инструментальных произведений, включая «Музыкальное дарование» и «Искусство фуги».
Другие произведения И.С.Баха
Кантаты
Иоганн Себастьян Бах начал изучение вокальной и оркестровой музыки в Веймаре. Он написал здесь выдающуюся «Himmelskönig, sei willkommen» (BWV 182, Король Небесный, будь приветствуем), которая выделялась среди остальных кантат, написанных в тот период. Произведение было создано специально к Вербному воскресенью, отмечающего вход Иисуса в Иерусалим. Сочинения иллюстрируют глубокое понимание Бахом религиозных текстов и искусное сочетание вокальных и инструментальных элементов, формируя при этом совершенное музыкальное единство.
Музыка для клавира и камерных ансамблей
Композитор создал множество произведений для клавишных инструментов и камерных ансамблей, а конкретно «Французские сюиты» и «Английские сюиты». Эти клавирные сочинения имели танцевальные формы, подчеркивающие его виртуозное мастерство. В этот период также были написаны многочисленные сонаты и партиты для различных инструментов, включая знаменитые «Шесть сонат и партитов для скрипки соло» и «Шесть сюит для виолончели соло».
Личная жизнь
Жизнь Баха была полна радости, но как и у любого человека, в ней были и печальные моменты. Можно подумать, что он был счастливым многодетным отцом двадцати детей, но, к сожалению, в тот период медицина не была такой развитой, и половина из них не прожила полноценную жизнь.
Первый брак у композитора случился с двоюродной сестрой Марией Барбарой, когда ему исполнилось двадцать два года. В их семье появилось семь детей, среди которых были будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. Мария Барбара умерла, когда Баху было 35 лет, что стало тяжелым ударом для композитора.

В возрасте 36 лет композитор женился на певице Анне Магдалене Вильке. От этого союза появилось тринадцать детей, но только шестеро из них дожили до зрелого возраста. Анна Магдалена сыграла значимую роль в жизни Баха, оказывая ему поддержку в нотной переписи и вдохновляя на творческие начинания.
Состояние здоровья Баха стало ухудшаться в середине 1740-х годов из-за проблем со зрением. В 1749 году он перенес несколько неудачных операций на глаза, что ухудшило его положение. Композитор не остановился и продолжил работать до самого конца, завершая и редактируя свои музыкальные произведения. Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге 28 июля 1750 года. После смерти его музыка ненадолго оказалась забыта.
Возрождение интереса к творчеству
В конце XVIII и начале XIX веков барочная музыка утратила популярность. Бах был известен в основном как выдающийся органист и педагог, а не композитор. Его произведения считались устаревшими по сравнению с новой классической романтической музыкой.
Возрождение интереса к творчеству Баха началось в первой половине XIX века. Ключевую роль сыграл немецкий композитор Феликс Мендельсон. В 1829 году Мендельсон организовал первое за почти 100 лет исполнение «Страстей по Матфею» в Берлине. Немецкий музыковед и редактор Фридрих Христиан Гендель был одним из первых, кто систематически издавал произведения Баха, что позволило сделать их доступными для широкой аудитории.
Иоганн Себастьян Бах: Токатта фуга де минор – слушать онлайн