- 23 июля, 2024 год
Иоганн Штраус-отец: «Марш Радецкого»
Введение
«Марш Радецкого» (Radetzky March), сочинение № 228, – один из самых узнаваемых маршей в классической музыке. Написанный в 1848 году австрийским композитором Иоганном Штраусом-отцом (1804 — 1849), марш посвящен фельдмаршалу Йозефу Радецкому фон Радець, который стал национальным героем Австро-Венгрии благодаря своим военным достижениям.
Рассказываем об истории и контексте создания произведения.
Соперничество сына и отца
Иоганн Штраус-отец считался одним из самых известных композиторов и дирижеров своего времени и любимцем венской публики. Его оркестр регулярно выступал на престижных балах и концертах, в том числе перед знатными особами и императорским двором.
Его сын Иоганн Штраус-младший несмотря на желание следовать по стопам отца, столкнулся с серьезными препятствиями на пути к музыкальной карьере. Штраус-отец, который хотел для своего ребенка более стабильного будущего, настаивал на том, чтобы он изучал бухгалтерское дело. Однако, младший Штраус был полон решимости стать музыкантом и начал тайно брать уроки скрипки и теории музыки.


В 1844 году Иоганн Штраус-младший дал дебютный концерт в казино Бадена под Веной. Событие вызвало резонанс, и на следующий день газеты вышли с заголовками «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын». Это разозлило отца, и он начал «выживать» сына из музыки, оставив ему только казино для выступлений и срывая концерты. В этот же год Штраус-младший организовал собственный оркестр, где дебютировал как дирижер и композитор.
Соперничество между отцом и сыном достигло пика в 1848 году во время Австрийской революции. Австро-Венгерскую империю захватила волна политических и социальных волнений. Её участники, в основном представители национальных меньшинств – словаки, чехи, венгры, итальянцы, хорваты боролись за гражданские права и демократические реформы против монархического правления и привилегий австрийской нации.
Тогда Иоганн Штраус-старший поддерживал австрийское правительство в подавлении революции, а его сын Иоганн Штраус-младший симпатизировал революционерам. Оба композитора соревновались за внимание публики и организаторов музыкальных мероприятий. Их оркестры часто выступали на одних и тех же площадках, что создавало дополнительное напряжение.
Штраус-сын, тогда еще начинающий композитор, любил исполнять на концертах французскую «Марсельезу», а отец ответил написанием изящного «Маршем Радецкого». Несмотря на это, их конкуренция способствовала росту популярности жанра вальса в Вене и повышению уровня исполнения.
Исторический контекст и создание
«Маршем Радецкого» был написан в один из самых неспокойных периодов в европейской истории. Этот год стал известен как «Весна народов», ставшая серьёзным вызовом для габсбургской монархии. Революции начались во Франции в феврале 1848 года, когда монархию Луи-Филиппа свергли и была провозглашена Вторая французская республика. Это событие стало катализатором для волнений по всей Европе. В Австрии и Венгрии вспыхнули восстания, направленные против гегемонии Габсбургов. Венгерское восстание под руководством Лайоша Кошута привело к провозглашению независимости Венгрии, хотя оно было подавлено австрийскими и русскими войсками в 1849 году.

Йозеф Радецкий (1766–1858) — знаменитый австрийский полководец и фельдмаршал, известный своими значительными военными успехами и проведёнными реформами. Он родился в семье богемского дворянина и в раннем возрасте начал службу в австрийской армии, где благодаря своим талантам и стратегическому мышлению быстро продвинулся по карьерной лестнице.
Его тактические навыки и решительность позволили австрийской империи одержать важные победы.
Как Радецкий стал национальным героем
Одним из главных очагов революции стала Северная Италия, которая тогда находилась под контролем Австрии. Восстание в Милане и других итальянских городах угрожало австрийскому господству. Фельдмаршал Йозеф Радецкий, опытный и уважаемый военачальник, был назначен подавить эти восстания и вернуть контроль над регионами.
Кульминацией итальянской военной кампании, которую вёл Радецкий, стало сражение при Кустоце. Оно произошло с 24 по 27 июля 1848 года в рамках Первой итальянской войны за независимость, которая длилась с 1848 по 1849 год.

В этой битве австрийская армия под командованием Радецкого победила итальянские силы, которыми командовал король Карл Альберт Сардинский. Сражение при Кустоце сыграло важную роль в войне, укрепив позиции Австрии в Ломбардии и Венето и разбив надежды итальянцев на национальное объединение и независимость в этом конфликте.
Иоганн Штраус-старший, решил увековечить победу Радецкого в музыкальной форме. Вдохновленный триумфом австрийских войск и лично фельдмаршала, он написал «Марш Радецкого», который стал одной из его самых известных работ.
Штраус сочинил марш в сентябре 1848 года. Впервые он был исполнен 31 августа того же года на фестивале в Вене, посвященном возвращению победоносных войск. Премьера произвела ошеломляющее впечатление на публику и мгновенно сделала марш популярным.
Музыкальные особенности
«Марш Радецкого» — это произведение с чётким ритмом, торжественным и энергичным звучанием. Композиция начинается с яркого вступления, следом за которым идут основные темы, легко запоминающиеся и вызывающие ассоциации с военным парадом.
Его мелодии напоминают о марширующих солдатах и триумфальных походах. В этом смысле марш стал символом не только военной доблести, но и национальной гордости.
Структура и форма
Марш Радецкого включает в себя несколько ключевых элементов:
Вступление
Произведение начинается с мощного Ре мажора и торжественного вступления, которое задает тон всему маршу. Оно представляет собой аккордовую последовательность, исполняемую всем оркестром.
Основные темы
После вступления следуют две основные темы, каждая из которых отличается запоминающейся мелодией и четким ритмом. Они чередуются, создавая эффект контраста и разнообразия.
Трио
Традиционно в марше присутствует более мягкая и лирическая часть, называемая трио. В марше Радецкого эта часть выделяется более плавной и мелодичной линией.
Реприза
После трио вновь возвращаются основные темы, завершая композицию на яркой и торжественной ноте. Реприза часто сопровождается дополнительными оркестровыми украшениями и динамическими вариациями.
Оркестровка
Иоганн Штраус-старший использовал широкий спектр инструментов для создания «Марша Радецкого». В оркестре присутствуют:
- Духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны), играющие ключевую роль в передаче мощного и торжественного звучания.
- Ударные инструменты (барабаны, тарелки), подчеркивающие ритм и добавляют военной энергии.
- Струнные инструменты (скрипки, альты, виолончели), обеспечивающие гармоническую поддержку и добавляя мелодическую линию в трио.
Мелодика и гармония
Мелодии марша Радецкого известны своей ясностью и простотой. Они легко запоминаются благодаря широким интонационным ходам и чётким ритмическим рисункам. Гармоническая структура марша также довольно проста. Основные аккорды и переходы поддерживают бодрый ритм и создают ощущение движения вперёд.
Штраус использует контраст между громкими (форте) и тихими (пиано) участками, чтобы подчеркнуть драматические моменты и создать переходы в мелодии. Артикуляция, включающая акценты, легато и стаккато, добавляет разнообразие и живость исполнению.
Значение и популярность
Одной из традиций, связанных с «Маршем Радецкого» – его ежегодное исполнение на Новогоднем концерте Венского филармонического оркестра. Она зародилась в 1946 году, когда после окончания Второй мировой войны в столице Австрии решили возобновить традицию новогодних концертов.
«Марш Радецкого» стал неизменно звучать в финале мероприятия, символизируя надежду, единство и радость. Новогодний концерт Венского филармонического оркестра транслируется в мире и привлекает миллионы зрителей.

Изюминка исполнения «марша Радецкого» – участие слушателей. Во время финальных аккордов, публике предлагают хлопать в такт музыке, что создаёт эффект взаимодействие зала и оркестра, усиливающий эмоциональную связь между музыкантами и зрителями. Как это происходит на наших концертах вы можете посмотреть здесь.
Марш тшироко используется в различных церемониях, торжественных событиях, спортивных мероприятиях, а также в рекламных роликах. К примеру:
- В рекламе Bonduelle
- На стадионе датского футбольного клуба «Орхус» при каждом голе хозяев звучит Марш Радецкого.
- Марш играет на парадах в чилийской Военной академии имени О’Хиггинса.
Энергичное и жизнеутверждающее звучание марша делает его идеальным для поднятия духа и создания праздничной атмосферы.