- 11 сентября, 2024 год
Московский Театр Эстрады: история, звезды, афиша
Введение
Театр Эстрады в Москве — это одна из самых ярких и культурных площадок страны, объединившая в себе комедийные, музыкальные и драматические постановки. Здание, расположенное на Берсеневской набережной, на протяжении десятилетий – один из символов столичной культурной жизни. Талантливые артисты, режиссёры и спектакли сделали Театр Эстрады площадкой, которую посещают люди всех возрастов, стремящиеся к лёгкому и одновременно многослойному искусству. Это место, где творчество, юмор и музыка переплетаются воедино.
В статье мы расскажем об истории развитии театра его репертуаре и художественных руководителях.
Кто основал Театр Эстрады
История Театра Эстрады началась в послевоенной Москве, в 1954 году. Основатели — композитор Исаак Дунаевский и актёр и режиссёр Николай Смирнов-Сокольский — задумали создать пространство для эстрадного искусства, которое на тот момент только начинало обретать яркие формы. В то время на советской поп-сцене блистали такие имена как Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов и Майя Кристалинская. Сначала театр занял здание на Садово-Триумфальное площадь, 1/29, но позже переехал в знаменитый Дом на набережной.
Приглашение в новое здание Театра Эстрады на советском телевидении
Один из первых больших успехов – музыкальное ревю. Постановки в этом жанре, объединяющего музыкальные и танцевальные номера, юмористические сценки с лёгкой сатиры, стали одними из первых. В годы формирования эстрадного жанра, театр давал возможность создавать и оттачивать будущие выступления артистам новой волны.
Сцена театра сразу же стала местом дебюта множества талантливых артистов, многие из которых со временем стали легендами советской эстрады. Первый успех театра привёл к тому, что сюда потянулись зрители, жаждущие увидеть нечто новое, а сами постановки быстро стали частью культурной жизни столицы. В музыкальных ревю на сцене Театра Эстрады блистали как популярные артисты, такие как Аркадий Райкин, так как молодые звезды, например, Георгий Вицин. Многие советские исполнители начинали свою карьеру именно здесь.
Театр Эстрады в советский период
В последующий период оттепели и «брежневского застоя» репертуар Театра Эстрады отражал дух времени и настроения общества. Главной изюминкой были сатирические спектакли, музыкальные комедии и ироничные перфомансы. Артисты, выступавшие на сцене театра, осмеливались шутить о том, что в других местах было недопустимо.
Михаил Жванецкий – один из самых известных сатириков СССР, выступал здесь с юмористическими монологами. Его абсурдистский спектакль «Не может быть!» высмеивал советскую бюрократию и ежедневные парадоксы.
е менее известной была Клавдия Шульженко, чьи проникновенные выступления с песнями в сопровождении оркестра становились событием. Шульженко выходила на сцену в элегантных костюмах. Её выступления всегда сопровождались вниманием к публике, и она могла легко перейти от лирической композиции к более бодрым, жизнерадостным песням, что создавало особую атмосферу взаимопонимания с залом.
Монолог Михаила Жванецкого – «Нашим женщинам»
В 1960-е годы театр сотрудничал с композиторами, режиссерами и драматургами. Это дало расширить репертуар и привлечь новых зрителей. Эти годы запомнились тем, что театр стал площадкой, где рождались и развивались жанры, которые стали основой советской эстрады. Он стал местом не только для развлечений, но и формирования общественного мнения. Многие постановки того времени отличались художественной ценностью и поднимали острые социальные темы, хотя оставались в рамках допустимого.
В 1980-е репертуар Театра Эстрады разнообразили спектакли по произведениям Эдварда Радзинского, авторские вечера Михаила Задорнова, концерты Олега Газманова. Появились «цикловые программы» – музыкальные и юмористические выступления, объединённые общей тематикой. Это могли быть серии миниатюр, объединенных под одной идеологической эгидой или бытовой темой.
Театр в период современной России
После распада Советского Союза театр столкнулся с серьёзными переменами. В 1990-е годы страна переживала турбулентный период. Театр был вынужден адаптироваться к новым реалиям – советской эстрадной сцены больше не было. Прежний формат не мог приносить деньги.
Театр Эстрады изменил репертуар. Программы стали разнообразнее: на сцене появились мюзиклы, музыкальные шоу с участием поп-звёзд, юмористические спектакли и концертные программы. В этот период театр стал местом проведения юбилейных концертов звёзд российской эстрады – Аллы Пугачёвой, Филиппа Киркорова и Лаймы Вайкуле. Эти шоу собирали полные залы и привлекали зрителей разных возрастов.
Кроме того, театр стал активно сотрудничать с телевидением. Многие телевизионные программы и концерты, которые транслировались на центральных каналах, записывались на сцене Театра Эстрады. Например, здесь снимали всеми любимый «Аншлаг». Всё это позволило сохранить популярность театра и привлечь молодую аудиторию, несмотря на ветер перемен.
Афиша Театра Эстрады в наши дни
Театр Эстрады в последние годы предлагает зрителям разнообразную программу. Репертуар сочетает форматы, популярные на заре истории театра. Сольные концерты сочетаются с музыкальными спектаклями, комедийными шоу и экспериментальными перфомансами.
Например, можно послушать джаз от Игоря Бутмана и Сергея Мазаева в шоу «Джаз и Эстрада». Спектакль «Наедине» с Викторией Исаковой раскрывает проблемы московских женщин. Бенефис Ефима Шифрина отсылает к корням сцены на набережной, тепло и с юмором рассказывая о житейских историях.
Большое внимание уделяется мюзиклам и семейным шоу. Здесь идёт «Хозяйка Медной горы» по мотивам произведений Бажова с интересными декорациями яркими красками, классический балет «Щелкунчик», во время которого зал превращается в настоящий сказочный дворец. Постановка отличается хореографическими решениями и современными визуальными эффектами.
Художественные руководители
Николай Смирнов-Сокольский
Первым художественным руководителем Театра Эстрады стал Николай Смирнов-Сокольский (1907–1968) – советский литератор, режиссёр и актёр. При нём зрители впервые увидели тот самый узнаваемый формат эстрадного театра с музыкальными ревю и сатирическими миниатюрами. При нём на сцене блистали Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко и Леонид Утесов. Под его началом сцена быстро обрела популярность среди зрителей, а постановки отличались новаторским подходом к юмору.
Иоаким Шароев
Иоаким Георгиевчи Шароев (1923-2000) – оперный режиссер-постановщик, возглавлявший Театр Эстрады в 1960-е годы. Он привнёс в работу площадки элементы драматического театра. Шароев создавал сложные, многосюжетные программы, где сочетались музыка, сцены из пьес и юмористические номера.
В этот период в театр часто приезжал с гастролями Аркадий Райкин. Здесь ставили спектакли Роман Виктюк и Александр Ширвиндт.
Александр Конников
Александр Павлович Конников (1920-1989) занимал должность худрука в 1970-е годы. До этого руководивший Московским мюзик-холлом, он сделал поворот в сторону выступления молодых коллективов и большей музыкальности. Конников отдавал предпочтение зрелищным театрализованным шоу, не забывая о свежих талантах. При нём на сцене Театра Эстрады впервые выступила в Москве молодая София Ротару. Позже в репертуаре все чаще стали появляться такие звезды как Алла Пугачева и Раймонд Паулс
Борис Брунов
Родившийся в Тифлисе в семье обрусевших итальянцев, Борис Брунов (1922-1997) долгое время работал выездным конфераньсе. Среди его выступлений – открытие Братской ГЭС, торжества в Кремлевском Дворце съездов и вечер на Северном Полюсе.
Брунов открыл в московском Театра Эстрады дорогу для спектаклей Эдварда Радзинского и Светланы Алексиевич. Он приглашал на сцену звезд 50-х годов, таких как Капиталина Лазаренко и Нина Дорда. При Брунове в театре сложилась традиция вечеров памяти – в честь Леонида Утёсова, Андрея Миронова и других артистов.
Борис руководил театром в тяжелые для сцены 90-е годы, пока в 1997 году площадка не была передана в государственное управление.
Геннадий Хазанов
Геннадий Хазанов возглавил Театр Эстрады в 1997 году и руководит им по сей день. С самого начала управления, он столкнулся со сложными решениями, связанными с репертуаром. Площадку приходилось сдавать в аренду под телепрограммы и другие мероприятия. В 1999 году при нём в театре впервые появилась собственная труппа из выпускников Института театрального искусства, а также прошли две масштабные реконструкции.
Структура театра
Здание, в котором находится Московский театр эстрады, расположенно на Берсеневской набережной, дом 20/2, было построено в 1936 году. Это часть жилого архитектурного комплекса «Дом на набережной», спроектированного Борисом Иофан. Перед тем как взять в работу проект, Иофан много путешествовал по Италии. Его до сих называют образцом сталинского неоклассицизма. Несколько лет Дом на набережной был самым высоким жилым зданием Москвы.
Фасад дома выдержан в строгих симметричных линиях с ясной композицией. Геометрическая чёткость и прямые формы придают зданию внушительный вид. В оформлении здания можно найти элементы, типичные для неоклассицизма, такие как массивные колонны, пилястры и декоративные элементы в духе античной архитектуры.
В 2020 году Театр Эстрады открылся после масштабной реконструкции.
Большой зал Театра Эстрады вмещает 1281 зрителя. Из них – 731 место в партере и 570 в бельетаже. Современное световое и звуковое оборудование быстро адаптирует площадку под разные постановки, создавая яркое шоу. Эффектные сценические постановки сопровождают как музыкальные концерты, так и юмористические спектакли и мюзиклы.
Малый зал вмещает 300 зрителей. Здесь проводятся авторские встречи с артистами и камерные спектакли. Уютная атмосфера позволяет зрителям эмоционально взаимодействовать с происходящим на сцене.
Каждый зал оборудован кондиционерами и комфортными креслами. Применяются и мультимедийные технологии — проекционные системы позволяют добавлять в спектакли новые визуальные элементы.
Что касается стоимости билетов, то цены варьируются в зависимости от постановки и выбранного места в зале. Билеты на популярные шоу начинаются от 1 500 рублей, а премиальные места обойдутся в 5 000 рублей и выше. Театр также предлагает скидки на детские спектакли и специальные акции.
TOPconcerts представляет: «Щелкунчик» в Театре Эстрады
Грандиозный новогодний праздник балета в Театре Эстрады – на сцене «Щелкунчик» П.И. Чайковского в блистательном исполнении С. Петербургского Классического Балета и Солистов Мариинского Театра!
Вас ждут необыкновенные трехмерные проекции, разработанные британскими мастерами спецэффектов. Зрители (не только дети, но и взрослые,) в буквальном смысле слова открыв рот, будут наблюдают как бальная зала превращается в зимний лес, а рождественская елка разрастается до огромного размера!
Роскошные костюмы, великолепное мастерство танцоров и великая музыка Чайковского– потрясающий новогодний праздник балета в преддверии Нового года!!
Волшебная новогодняя сказка Гофмана в хореографии великого Мариуса Петипа повествует о том, как деревянная кукла оказалась заколдованным принцем, который с помощью доброй и самоотверженной девочки Маши победил злого Мышиного короля! Каждая мелодия известна и любима всеми, каждый танец является абсолютным хитом – это будет незабываемый вечер! Поздравляем всех с Рождеством и Новым годом!
Спешите купить билет на нашем сайте со скидкой 20% и дешевле, чем в кассах концертных площадок.