- 10 ноября, 2024 год
«Рапсодия в стиле блюз»: как Джордж Гершвин соединил миры классики и джаза
Введение
Пьеса «Рапсодия в стиле блюз» (другое распространённое русскоязычное название «Рапсодия в голубых тонах») для фортепиано с оркестром – одно из самых известных произведений американского классика джаза Джорджа Гершвина (1898 – 1937). На протяжении карьеры Гершвин выстраивал мосты мосты между классической европейской музыки и набирающими популярность в США эстрадными жанрами – джазом и блюзом. «Рапсодия в стиле блюз» до сих пор остаётся одним из ярчайших примеров «кроссовера», соединяющего эти два музыкальных мира и одинаково важна как для классической музыки, так и для американского джаза.
В статье мы расскажем историю создания произведения и разберёмся почему «Рапсодия в стиле блюз» стала нетленным шедевром.
«Рапсодия в стиле блюз» – история создания
В 1924 году Гершвин был молодым композитором, уже завоевавшим признание на Бродвее. Продюсер Пол Уайтмен, признанный «Король джаза» и бенд лидер анонсировал на страницах нью-йоркской газеты большой джазовый концерт. Среди прочего, Гершвин с удивлением прочитал в статье о себе, что работает над произведением, признанным соединить элементы джаза и классической музыки.
Подобного заказа Гершвин не получал, поэтому связался с Уайтменом, чтобы узнать подробности. Оказалось, продюсер действительно добавил в программу еще не написанное произведение. Уайтмен видел в джазе потенциал для создания более «рафинированного» музыкального стиля, который мог бы восприниматься, как часть классической сцены. Продюсер, объяснил Гершвину, что концерт должен был ответить на важный вопрос – «что такое американская музыка»? В качестве зрителей он планировал пригласить видных американских критиков.
Гершвина он видел как единственного автора, способного создать прорывную пьесу, призванную покорить как любителей классической музыки, так и американской эстрады. Джорджу не оставалось ничего, как приняться за работу.
Процесс создания «Рапсодии в стиле блюз» напоминал экспрессивную и импровизационную стихию джаза. Гершвин принялся за работу в начале января 1924 года, в то время как концерт был запланирован на 12 февраля. На проект у композитора было всего несколько недель. Вдохновение пришло к Гершвину в поезде, когда он ехал из Нью-Йорка в Бостон. Годы спустя он вспоминал, как стук колес и мелькающие пейзажи пробудили в нем музыкальные образы.
Процесс создания «Рапсодии в стиле блюз» напоминал экспрессивную и импровизационную стихию джаза. Гершвин принялся за работу в начале января 1924 года, в то время как концерт был запланирован на 12 февраля. На проект у композитора было всего несколько недель. Вдохновение пришло к Гершвину в поезде, когда он ехал из Нью-Йорка в Бостон. Годы спустя он вспоминал, как стук колес и мелькающие пейзажи пробудили в нем музыкальные образы.
Премьера в Aeolian Hall
Интерес к мероприятию был огромным. 12 февраля 1924 года Aeolian Hall в Нью-Йорке оказался переполнен представителями музыкальной элиты и интеллигенции, включая знаменитых композиторов, певцов, джазовых музыкантов, дирижеров и критиков. Среди гостей присутствовали великие русские композиторы Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский, а также британский дирижер Леопольд Стоковский. Взвинченная атмосфера в зале усиливалась ожиданием чего-то нового и необычного, ведь джаз тогда еще не воспринимался как серьезное музыкальное искусство.
Поначалу экспериментальное звучание участников программы не вызвало энтузиазма у публики. Часть зрителей уже покидала свои места, когда подошла очередь «Рапсодии в стиле блюз» и Гершвин лично поднялся на сцену. Композитор лично исполнил партию фортепиано. Начало пьесы — знаменитое кларнетное глиссандо, мгновенно привлекло внимание зала —публика буквально замерла.
По мере того, как разворачивалась музыка, зал погружался в насыщенную, многослойную и уникальную звуковую палитру, объединяющую джазовые импровизации, блюзовые интонации и классическую структуру. Гершвин виртуозно исполнил соло на фортепиано, мастерски играя на контрастах и мелодических линиях, что вызывало у зрителей то удивление, то восхищение.
Когда «Рапсодия в стиле блюз» завершилась, зал взорвался аплодисментами. Публика была ошеломлена: никогда ранее американская аудитория не слышала столь дерзкого и новаторского произведения, сочетающего импровизационную свободу джаза с изысканной композицией классической музыки. По свидетельствам очевидцев, Пол Уайтмен дал волю слезам восторга.
Художественный стиль и признание
«Рапсодия в стиле блюз» вызвала положительную реакцию критиков. Публика оценила вступительное кларнетное глиссандо – скольжение от низкой ноты к высокой, погружающее в атмосферу джаз-клуба. Восторг публики вызвало мастерское жонглирование темами. Гершвин мастерски создал контраст между сентиментальными и лиричными мотивами и подлинной энергией джаза. сновные темы возвращаются несколько раз, но каждый раз они звучат по-новому, часто с изменением темпа, ритма и оркестровки.
Фортепианная партия Гершвина наполнена элементами импровизации. До сих пор каждый живой концерт пьесы уникален – музыканты могут добавлять собственные элементы в партию, экспериментируя и подчеркивая свой индивидуальный стиль.
«Рапсодия в стиле блюз» стала символом американской традиции. В пьесе переплелись атмосфера городского джаза Нью-Йорка с его андеграундными клубами, афроамериканский блюз южных штатов и элегантность классической европейской музыки. Пьеса вывела джаз на уровень искусства и стала самым исполняемым произведением в мире, написанным американским композитором.
Музыкальный критик Уолтер Дамрош так описал влияние творчества Гершвина на джаз: «Джордж Гершвин совершил чудо. Он — принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер».