П. Чайковский: «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»

Введение

 Балет «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского занимает особенное место в репертуаре мировых театров, неизменно ассоциируясь с атмосферой Рождества и Нового года. Каждый номер из балета поражает красотой будь и волшебством то «Вальс цветов», «Марш» или «Праздник у Штальбаумов».

«Танец Феи Драже» – одна из самых восхитительных частей из балета, принадлежит к второму акту, где действие происходит в сказочной Стране Сладостей.

  1. Кто заказал балет «Щелкунчик» Чайковскому?

 Чайковский получил заказ на создание балета «Щелкунчик» от Ивана Всеволжского – главы Дирекции императорских театров. Всеволжскому пришла идея организовать на сцене Мариинского театра необыкновенное представление, объединяющее оперу и балет. В поисках подходящего материала Всеволжский анализировал множество работ и сказок.

В итоге выбор пал на два произведения – пьесу датского автора Хенрика Херца «Дочь короля Рене» для одноактной оперы и сказку Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» – для двухактного балета. Сказка Гофмана показалась Всеволжскому интересным вариантом благодаря сказочной атмосфере и возможности экспериментировать с визуальными образами на сцене.

Чайковский в 1890 году

Чайковский в 1890 году

В это же время, Чайковский находился на репетициях в Мариинском театре, где работал над оперой «Пиковая дама». Всеволжский немедленно изложил композитору свои идеи и предложил поработать над музыкой. Чайковский поначалу не хотел браться параллельно и за оперу, и за балет. Однако, эмоционально насыщенная опера «Иоланта» по «Дочери короля Рене» далась композитору легко. Небольшая продолжительность (1 час 30 минут), лирическое настроение мелодий – фирменный козырь Петра Ильича, помогли быстро завершить работу.

  1. Творческие поиски

«Щелкунчик» давался Чайковскому сложнее. Композитор записал сюжет со слов Всеволжского. За помощью в написании либретто и создании хореографии, Петр Ильич обратился к балетмейстеру и постоянному соавтору Мариусу Ивановичу Петипа. Авторы решили взять за основу не оригинальную сказку Гофмана, а переработанную версию Александра Дюма-отца, где мрачное немецкое настроение заменил французский оптимизм и всепобеждающая сила любви.

К сочинению музыки к балету «Щелкунчик» Чайковский приступил в 1890 году. На первых этапах, работала шла мучительно медленно. Композитор был неудовлетворен результатом – мелодии казались фальшивыми и выстраданными, а сюжет либретто Чайковский видел чересчур детским. Сочинение усложнялось плотным графиком – Петру Ильичу приходилось писать ноты для «Щелкунчика» даже на борту теплохода в Нью-Йорк, куда он отправился на открытие «Карнеги-Холла».

  1. Волшебный инструмент

Переломным моментом в процессе создания балета стала поездка во Францию на гастроли в 1891 году. В Париже Чайковский закончил первый акт балета. Там же Петр Ильич впервые познакомился с любопытным инструментом, доселе невиданного в российских концертных залах. Челеста (с итальянского «celeste» – «небесный») с виду напоминала пианино.

Когда музыкант нажимал клавишу, молоточек ударял по металлической пластине, вызывая звонкий и пронзительный звук, похожий на колокольчики или глокеншпиль.

Когда музыкант нажимал клавишу, молоточек ударял по металлической пластине, вызывая звонкий и пронзительный звук, похожий на колокольчики или глокеншпиль.

Чайковский был настолько вдохновлён волшебными пассажами челесты, что новогодняя атмосфера балета «Щелкунчик» незамедлительно сложилась в голове мастера. Композитор задался целью тайно привезти челесту в Санкт-Петербург. По его просьбе, музыкальный издатель Петр Иванович Юргенсон заказал инструмент из Парижа. В письмах Юргенсону Чайковский настоятельно просил держать доставку в строгой секретности, чтобы никто из композиторов и зрителей не услышал волшебные колокольчики до премьеры.

Звучание челесты

Оркестровка балета «Щелкунчик» заняла около двух месяцев. Первая постановка состоялась 18 декабря 1892 года. Одним из самых запоминающихся номеров балета стал «Танец Феи Драже». Российские зрители впервые услышали звучанию челесты – черный клавишный инструмент с металлическими пластинами стоял в оркестровой яме и еще до начала действия вызывал любопытство зрителей.

  1. Танец Феи Драже

Фея Драже или Сахарная фея – одна из ключевых персонажей балета «Щелкунчик», правительница волшебной Страны Сладостей (Конфитюренбурга). В начале второго акта, прибыв в её царство, главные герои – девочка Маша и Щелкунчик, становятся свидетелями волшебного праздника, во время которого персонажи, в том числе кавалер Феи Драже принц Коклюш, сладкие десерты – конфеты и пирожные, исполняют национальные танцы.

Хореография танца Феи Драже разработана Мариусом Петипой и Львом Ивановым для балерины высокого уровня технического мастерства. Она включает базовые элементы классического балета, такие как па-де-ша, пируэты, арабески и балансы. Исполнение танца Феи Драже требует высокой точности и контроля.  Танец состоит из двух частей – соло для балерины и па-де-де (танец для двоих), когда к номеру присоединяется принц Коклюш.

На премьерной постановке танец Феи Драже исполнила итальянская балерина Антониетта Дэль`Эра (1860-1945)

  1. Содержание сцены

В начале действия Фея Драже лично выходит приветствовать гостей вместе со своей свитой. Щелкунчик, уже превратившийся в прекрасного принца, представляет гостей вечера своей спутнице Маше. Звук фанфар объявляет о начале торжества. Один за другим следует калейдоскоп национальных танцев – зажигательный испанский, мистический арабский, китайский танец, энергичный русский трепак и запоминающийся волшебный «Вальс цветов».

И вот на сцену выходит хозяйка вечера Фея Драже. Стихает бурная оркестровка и аудиторию пронизывают «хрустальные» звуки челесты. Под нежную композицию Фея Драже демонстрирует череду изящных па и вариаций. Финал танца включает в себя кульминационные элементы — прыжки, вращения и позиции, которые подчёркивают грациозность и лёгкость персонажа.

Танец Феи Драже в исполнении заслуженной артистки России Нины Капцовой

Фея Драже является ключевым символом магического мира балета «Щелкунчик». Её танец, сопровождаемый звонким и эфирным звучанием челесты, создает ощущение возвышенного и волшебного. Музыка и движения в номере передают чувство лёгкости и беззаботности, присущие миру детских снов и фантазий. Танец Феи Драже — это праздник красоты и магии, ключевой элемент, который делает «Щелкунчик» таким любимым. Этот номер не просто развлекает, но и заставляет зрителей поверить в чудеса, напоминая о волшебной силе искусства.

Узнайте больше об истории балета в нашем блоге

В статьях нашего блога вы узнаете больше о творчестве Петра Ильича Чайковского и истории балета.

Что такое па-де-де? История изящного балетного танца

Чайковский: балет «Спящая красавица». История волшебства и любви

На нашем сайте вы можете приобрести билеты на концерты классической и популярной музыки со скидкой 20% от организатора и дешевле, чем в кассах концертных площадок!

Записи в блоге

Ближайшие концерты

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com