- 28 октября, 2024 год
«Умирающий лебедь»: как шуточная пьеса Сен-Санса стала шедевром балета
Введение
Лебедь — величественная и благородная птица, чей загадочный и возвышенный образ, гармонично сливаясь с природой, всегда вызывал у людей особое восхищение. Лебединая верность и преданность вдохновляли художников, поэтов, писателей и, конечно, композиторов на создание выдающихся произведений. В классической музыке этому образу посвятили свои работы Шуберт, Сибелиус, Римский-Корсаков, Вагнер, Чайковский и, безусловно, Камиль Сен-Санс. Его знаменитая пьеса «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» стала не только визитной карточкой композитора, но и ярким шедевром лирической музыки.
Расскажем о ней подробнее.
«Карнавал животных»
Впервые идея написать шуточное произведение «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов. В то время, будучи профессором школы Нидермейра, Сен-Санс забавы ради пообещал придумать произведение о животных своим ученикам.
Приступить к работе Сен-Сансу удалось лишь спустя 20 лет. После длительных гастролей в Германии, композитор уединился в австрийской деревне, где написал цикл пьес за несколько дней. При этом Сен-Санс не хотел создавать ажиотаж вокруг готовящегося произведения, так как изначально относился к нему несерьезно. Композитор опасался, что лёгкий и юмористический характер «Карнавала» отвлечет внимание публики от его серьёзных работ.

Сен-Санс мечтал передать «Карнавал животных» для исполнения французскому виолончелисту Шарлю Жозефу Лебуку, а после вовсе наложил запрет на издание. Премьера «Карнавала животных» состоялась в Париже 9 марта 1886 года. После Сен-Санс запретил публиковать произведение при своей жизни, считая, что его шутливый характер может навредить его репутации композитора.
После того, как Сен-Санс скончался в 1922 году, мир увидел завещание композитора. Камиль отказал в посмертной публикации всех неизданных произведений, кроме одного – именно «Карнавала животных».
«Лебедь» и 13 фантазий
Камиля Сен-Санса иногда сравнивают с Феликсом Мендельсоном – автором знаменитого «Свадебного марша». Как и Мендельсон, Сен-Санс творил с легкостью, обладал блестящей техникой и мелодическим чутьём. Его произведения всегда ясны по форме и гармоничны по структуре. Критики иногда отмечали, что Сен-Санс позволял себе создавать музыку не слишком высоких стандартов. Композитор отшучивался: «Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоню».
Слишком легко выходили из-под пера Сен-Санса запоминающиеся произведения. Он превосходно владел контрапунктом, был мастером оркестровки и выделялся ярким стилем, чем вводил в заблуждение тех, кто ждал от французской музыки больше «легкости».
Сен-Санс c юмором охарактеризовал «Карнавал животных» как зоологическую фантазию. Композитор использовал музыкальные образы, аллюзии и легкий юмор, чтобы представить повадки разных животных и даже поиронизировать над музыкальными темами своего времени.
Каждая часть описывает определённого животного или группу животных, воплощая характерные черты, ритм и темп.
Структура и характеристика частей
- Вступление и королевский марш льва— торжественный марш для двух фортепиано и струнных, символизирующий мощь и величие льва, «короля» животного царства.
- Куры и петухи— оживленная и комичная пьеса с фортепиано и струнными, изображающая характерное кудахтанье и кукареканье птиц.
- Мул— неспешная, повторяющаяся тема передает монотонность и упрямство осла.
- Черепахи— в этой части звучит замедленная версия канкана из «Орфея в аду» Оффенбаха, символизирующая медлительность черепах.
- Слон— пьеса для контрабаса и фортепиано, изображающая грузную походку слона через низкие, медленные ноты.
- Кенгуру— короткие и легкие фразы на фортепиано передают ритмичные прыжки кенгуру.
- Аквариум— легкая и плавная мелодия для фортепиано, струнных и флейты, создающая атмосферу подводного мира, где рыбы скользят с изяществом.
- Персоны с длинными ушами— комическая и пародийная пьеса, изображающая неуклюжих и глуповатых ослов с резкими, резонантными звуками скрипки.
- Кукушка в глубине леса— камерная пьеса с эффектом эха, где кларнет имитирует звук кукушки, создавая атмосферу леса.
- Птичий двор— легкая, яркая пьеса, где духовые инструменты изображают пение и щебетание птиц.
- Пианисты— Сен-Санс с юмором изображает пианистов, играющих упражнения гаммы, как будто они — неуклюжие «животные» на этом «карнавале».
- Окаменелости— использует ксилофон для создания ощущения «скелетов» и каменных «останков», звучит несколько узнаваемых мелодий, включая тему детской песенки.
- Лебедь— лирическая пьеса для виолончели и фортепиано, отражающая грациозность и элегантность лебедя, скользящего по воде.
- Финал— заключительная часть, в которой объединяются мотивы предыдущих частей, создавая общее веселое и торжественное завершение.
«Лебедь» – особенности стиля
Пьеса «Лебедь» – единственная из «зоологических фантазий», лишенная откровенно шутливого подтекста. В произведении Сен-Санс воплощает не только грациозного лебедя, но и рисует идеал красоты, нежности и преданности. «Лебедь» Камиля Сен-Санса считается одним из самых утонченных произведений для виолончели и фортепиано.
Мелодия звучит плавно и величаво, передавая образ лебедя, скользящего по воде. Богатый, тёплый тембр виолончели отлично подходит для выражения задумчивого и меланхоличного настроения. Плавные, изящные переходы между нотами усиливают эффект скольжения и создают иллюзию движения птицы на спокойной воде. Партия фортепиано, построенная на мягком аккомпанементе с арпеджио, создает ощущение нежной водной ряби, которая тихо окружает лебедя.
«Лебедь» наполнен тонким лиризмом и одновременно сдержанностью. В нем чувствуется не только спокойствие, но и некоторая грусть, которая раскрывается в плавных переходах и долгих, тянущихся нотах. В этом произведении нет резких эмоций или динамических контрастов; оно медитативно и умиротворяюще.
«Умирающий лебедь» Михаила Фокина
Вопреки первоначальному запрету на издания, «Лебедь» Камиля Сен-Санса на протяжении ста лет оставался самой популярной пьесой композитора.
«Умирающий лебедь» Михаила Фокина – одно из самых известных балетных соло, созданное на основе пьесы Сен-Санса и прославившее оригинал на весь мир.

Михаил Фокин (1880 – 1942) – выдающийся российский балетмейстер, популяризатор и реформатор балета, участник «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Фокин вдохновился не только грацией музыки, но и символическим образом лебедя — воплощением красоты, хрупкости и трагичности жизни. Фокин решил подарить знаменитый танец выдающейся балерине Анне Павловой.
Балетмейстер стремился выразить в номере Павловой глубокие эмоции и внутренний мир центрального символа – лебедя. Для этого хореограф задействовал многогранный талант Павловой передавать тончайшие оттенки чувства через движения. Фокин задумал «Умирающего лебедя», как «танец смерти». Обессиленный лебедь борется за выживание, пытается удержаться в движении, но сталкивается с неизбежным концом.

Анна Павлова исполнила «Умирающего лебедя» на петербургской сцене. Танец сразу вызвал восторг у публики. Он стал её визитной карточкой и одним из самых узнаваемых символов мирового балета. Фокин использовал минималистичную хореографию, делая акцент на выразительных жестах и плавных движениях рук, которые изображают крылья лебедя. Танец олицетворяет одновременно борьбу за жизнь и ее принятие. В советскую эпоху партию лебедя исполняла Майя Плисецкая.