- 14 августа, 2024 год
Моцарт: «Лакримоза» – история, содержание и стиль
Введение
«Лакримоза» («Lacrimosa») – cамая запоминающаяся и эмоциональная часть из «Реквиема», последнего произведения австрийского вундеркинда Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Lacrimosus – прилагательное из латинского языка, означает «плачевный», «полный слез». Эта часть заупокойной мессы, с её задумчивыми и мрачными мелодиями, стала символом человеческой скорби и одновременно гениальности композитора. Со временем «Lacrimosa» превратилась в самостоятельное проникновенное и трогательное музыкальное произведение, один из феноменов поп-культуры.
Рассказываем о загадочной истории создания «Реквиема» и художественном стиле «Лакримозы».
«Реквием» и загадочный незнакомец
История создания Реквиема Моцарта начинается с таинственного заказа, который с самого начала казался мистическим. Летом 1791 года, когда Вольфганг Амадей Моцарт работал над несколькими проектами, в его доме появился загадочный посланник с просьбой написать заупокойную мессу. Этот человек, отказавшийся назвать своё имя, вручил Моцарту письмо с предложением: композитор должен создать Реквием и передать его через посредника, не задавая вопросов.
Моцарт был заинтригован и одновременно встревожен. Заказ сулил крупный гонорар, что было важно для него в то время, когда он испытывал финансовые трудности. Несмотря на то, что композитор был занят работой над «Волшебной флейтой» и Масонской кантатой, Моцарт кропотливо принялся за сочинение «Реквиема».
Но тайна вокруг личности заказчика не давала ему покоя. Со временем композитор начал думать, что, возможно, он пишет музыку для своей собственной заупокойной мессы. Это мрачное предчувствие, по слухам, преследовало его до самой смерти.
Позже выяснилось, что за таинственным незнакомцем стоял граф Франц фон Вальзегг, австрийский аристократ, известный тем, что иногда заказывал у композиторов музыкальные произведения, чтобы затем выдавать их за собственные сочинения. «Реквием» граф намеревался использовать для поминовения своей недавно умершей жены, графини Анны. Будучи состоятельным человеком, он удовлетворял свои причудливые амбиции, но стремился сохранить участие в создании музыки в тайне.
Загадочная смерть Моцарта от острой лихорадки породила множество версий – от отравления до ревматической инфекции. Тот факт, что композитор работал в тот период над заупокойной мессой, предчувствуя свою кончину породил мистический ореол вокруг «Реквиема». Произведение завершил ученик Моцарта Франк Зюсмайер.
Личность графа Вальзегга как заказчика была установлена через несколько лет после смерти Моцарта. Граф планировал исполнить Реквием в память о своей умершей жене и выдать мессу за свое произведение. Обман раскрылся благодаря тому, что на тот момент уже были известны другие копии партитуры и завершенная версия Зюсмайра.
Подробнее об истории создания «Реквиема» читайте в нашей статье.
Структура «Реквиема»
«Реквием» имеет сложную структуру, состоящую из нескольких частей, каждая из которых вносит свой вклад в общую эмоциональную и музыкальную ткань произведения.
1. Introitus (Входной антифон):
— Requiem aeternam — начинается с торжественного хора, поддержанного оркестром, вводя слушателя в мрачную и возвышенную атмосферу. В этой части содержится тема вечного покоя и молитвы за усопших. (автор фото Мариус Масалар)
Kyrie:
— Фуга, в которой хор многократно повторяет «Kyrie eleison» (Господи, помилуй) и «Christe eleison» (Христе, помилуй). Моцарт демонстрирует своё мастерство полифонии, создавая сложное переплетение голосов.
Sequenz (Последование):
— Эта часть включает несколько подчастей, описывающих Судный день и просящих милости у Бога. Она начинается с драматичного и тревожного «Dies irae» (День гнева) и продолжается через следующие части:
— Dies irae
— Tuba mirum — с сольными партиями, представляющими голос трубы, призывающей умерших на суд.
— Rex tremendae — мощный и величественный, описывающий грозного царя.
— Recordare — молитва с мольбами о милосердии, сочетающая солистов и хор.
— Confutatis — контрастирующий между грозными мужскими голосами и молящими женскими.
— Lacrimosa — одна из самых известных частей, заканчивающая секвенцию на ноте глубокой печали.
Offertorium (Жертвоприношение):
— Domine Jesu — молитва о спасении душ усопших.
— Hostias — обращение с жертвоприношением, с более спокойной и благоговейной мелодией.
Sanctus:
— Хор славит Бога, преисполненный величия и торжественности.
Benedictus:
— Дуэт тенора и баса, переходящий в квартет солистов, сопровождаемый хором.
Agnus Dei:
— Молитва о даровании вечного покоя, переходящая в заключительное «Lux aeterna», завершённое Зюсмайром.
История создания «Lacrimosa»
История создания «Лакримозы» окутана не только мистикой, но и драматическими событиями, которые происходили в последние месяцы жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Когда композитор приступил к работе над «Реквиемом», он был на грани физического и эмоционального истощения. Его финансовые проблемы усугублялись, а здоровье подорвалось. Тем не менее он вернулся в Вену после пребывания в Европе и вновь стал обретать былую славу. Композитор был погружен в работу над оперой «Волшебная флейта» и фортепианные концерты.
Композитор начал работу над «Лакримозой» в сентябре 1791 года. В процессе сочинения он часто жаловался на чувство усталости и нехватку сил, но продолжал работать, как будто понимал, что времени завершить произведение осталось немного. Многие современники отмечали, что Моцарт часто говорил о своей скорой смерти, и это предчувствие отразилось в мрачных и скорбных нотах «Лакримозы».
Интересен факт, что Моцарт не работал над Реквиемом в одиночку. В его доме часто собирались друзья и коллеги, которые помогали ему как морально, так и профессионально. Ходит легенда, что Моцарт диктовал часть «Lacrimosa» своему ученику Францу Ксаверу Зюсмайру на смертном одре. Это больше художественное преувеличение. Тем не менее, их совместная работа над «Реквиемом» – доказанный факт.
Художественный стиль
«Лакримоза» — восьмая часть секвенции «Реквиема Моцарта, и, возможно, самая эмоционально насыщенная из всех. Её структура кажется простой, но именно в этой простоте скрыта невероятная глубина. Произведение начинается с тихих, едва уловимых струнных звуков. Они переносят слушателя в пространство между жизнью и смертью. Эти первые аккорды задают тон всей композиции — тон скорби, отчаяния.
Когда вступает хор, пение словно вырывается из глубины души, выражая тяжесть и безысходность человеческого существования. Слова «Lacrimosa dies illa» переводятся как Скорбный день тот», и в сочетании с музыкой они приобретают физическое ощущение боли. Хоровое пение разделено на фразы: от тихого страдания до эмоционального взрыва отчаяния.
Особенность «Лакримозы» – ритмическая структура. Моцарт использует повторяющийся ритм, который напоминает шаги — словно траурная процессия, медленно и неотвратимо движущаяся вперед. Этот ритм в сочетании с мелодической линией создаёт гнетущее чувство. В кульминационный момент, когда хор достигает максимальной громкости, музыка передает физическое ощущение душевной боли. Здесь Моцарт виртуозно использует динамику — от шепота до крещендо, создавая контраст, который заставляет сердце замирать.
Даже в этом яростном выражении скорби, Моцарт оставляет пространство для чего-то более светлого. В последних тактах, перед тем как музыка внезапно обрывается, присутствует момент, который звучит как проблеск надежды или умиротворения. Это ощущение того, что за границей скорби есть нечто большее, возможно, мир или даже прощение. Но поскольку «Лакримоза» осталась незавершенной, этот момент остаётся загадкой, которая открыта для интерпретации каждым слушателем.
Моцарт написал только первые восемь тактов Лакримозы, прежде чем болезнь окончательно одолела его. Эти такты наполнены такой глубокой скорбью и тоской, что даже в незавершенном виде они вызывают сильные эмоциональные отклики у слушателей. После смерти Моцарта, его ученик Франц Ксавер Зюсмайр завершил Лакримозу, используя черновики и указания своего учителя. Хотя последние части Реквиема выполнены другим композитором, Лакримоза сохранила дух и стиль Моцарта.
Влияние
«Лакримоза» давно вышла за рамки классической музыки и стала признанным феноменом.. Её узнаваемая мелодия активно используется в кино, театре, на телевидении и даже в популярной музыке, усиливая эмоциональный эффект.
Яркий пример использования «Lacrimosa» в кино: фильм Милоша Формана «Амадей». В этом фильме, посвящённом жизни Моцарта, «Лакримоза» звучит в драматичном моменте, усиливая эмоциональное напряжение. Эта часть подчёркивает трагичность судьбы композитора. Форман использовал музыку Моцарта, как персонажа, который говорит о событиях, которые невозможно выразить словами.
«Лакримоза» часто звучит в документальных фильмах, когда речь идет о великих трагедиях и потерях. Её мелодия, пропитанная скорбью, идеально подходит для выражения горечи утраты, будь то личная драма или катастрофа мирового масштаба. В театре и балете «Лакримоза» используется как музыкальная иллюстрация к сценам страдания, когда слова уже бессильны передать весь спектр чувств.
«Lacrimosa» нашла своё место в поп-культуре. Её мелодия была переработана в других музыкальных жанрах, от рока до электронной музыки. Эти интерпретации отличаются по стилю, но сохраняют ту же эмоцию — всепоглощающую скорбь. Например, исполнитель электронного направления Apashe использовал отрывок из произведения в своём одноименном треке. Он соединил классическую музыку с современными ритмами, что дало произведению новый оттенок.
«Лакримоза» часто звучит на траурных церемониях, где её мелодия помогает выразить то, что не могут сказать слова. В такие моменты она становится ритуалом, помогающим пережить утрату.
Заключение
«Лакримоза» Моцарта — это не просто музыкальное произведение, это голос души, выражающий самые глубокие и искренние человеческие чувства. Она напоминает нам о конечности жизни и о том, что даже в самых мрачных моментах жизни музыка может стать источником утешения и вдохновения. Мелодии «Реквиема» будут звучать в веках, оставаясь живым памятником гению Моцарта и вечной красоте его музыки.