Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова: история шедевра

Введение

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, op. 30, Сергея Рахманинова – одно совершенных произведений великого русского композитора и пианиста. Третий концерт считается технически сложным для исполнения и вершиной творчества Рахманинова дореволюционного периода. Рассказываем о создании   шедевра и разбираем структуру.

  1. История создания

В начале 1909 года Рахманинов принял приглашение отправиться в турне по Соединенным Штатам. Для успешной поездки требовалось создать новое крупное произведение, которое продемонстрировало бы его таланты как композитора и исполнителя.

Рахманинов начал работу над концертом № 3 летом 1909 года в усадьбе Ивановка в Тамбовской области, принадлежащей его родственникам. Композитор работал здесь каждый год, вплоть до отъезда из России в 1917 году.

Творческий процесс шёл интенсивно и требовал большой отдачи. Рахманинов вспоминал, что произведение было написано с необычайной для него скоростью. Создание концерта № 3 контрастирует с работой над предыдущим концертом № 2, который написан после творческого кризиса, из которого композитор выходил с помощью гипнотерапии доктора Николая Даля.

На этот раз Рахманинов был полон вдохновения воплотить идеи, стремился подчеркнуть в произведении не только техническую сложность, которая поразила бы публику по ту сторону океана, но и эмоциональность, поражающую сердце каждого слушателя.

Рахманинов

К моменту отъезда в Америку композитор завершил концерт, но из-за сжатых сроков не успел его полностью отрепетировать. Для этого в дороге композитор использовал тихое пианино (клавир) – специальный инструмент, позволяющий практиковать игру без звука, что помогло ему улучшить техническое мастерство исполнения.

Премьера состоялась 28 ноября 1909 года в Нью-Йорке с Рахманиновым в роли солиста в сопровождении Нью-Йоркского симфонического оркестра под управлением дирижера Вальтера Дамроша (1862-1950). Впоследствии Рахманинов исполнил концерт под управлением Густава Малера (1860-1911), восхищенного музыкальной структурой и сложностью произведения. И хотя концерт № 3 получил смешанные отзывы критиков, публика приняла произведение тепло, а Рахманинов закрепил репутацию одного из самых виртуозных пианистов эпохи. Исполнение концерта № 3 и дальнейшие гастроли в США дали старт головокружительному взлёту международной карьеры Рахманинова. Спустя 10 лет, после отъезда из России, композитор быстро стал собирать полные залы по всему миру и стал наиболее успешным русским культурным деятелям в эмиграции.

  1. Художественный стиль и структура

Концерт № 3 Рахманинова стал кульминацией творческих поисков русского гения. Композитор избавился от шероховатостей, присущих предыдущим работам, достигнув гармонии и баланса всех компонентов произведения. При этом Рахманинов не боялся повторять себя и обращаться к раннему периоду творчества. Однако, по сравнению с юношеским и весенним настроением Второго концерта, композитор усиливает драматические контрасты, напряжение и обогащает симфоническое развитие.

В Третьем фортепианном концерте роль солиста выходит на первый план. Пианист инициирует лидирующие темы в экспозиции, доминирует в кульминационных моментах.

Техника фортепианного исполнения в концерте № 3 эволюционировала по сравнению с предыдущими работами Рахманинова, став богаче в плане детальной пассажной работе и аккордовых структур, которые создают иллюзию звучания нескольких слоев одновременно. В этом произведении Рахманинов достигает вершины монументального фортепианного симфонизма, демонстрируя исключительное мастерство и инновационный подход к созданию музыкального пространства, которое полностью захватывает зрителя и не отпускает до конца.

Структура

 Allegro ma non tanto

 Первая часть начинается с мягкого вступления, в котором фортепианная партия представляет тему, постепенно развивающуюся и нарастающую вместе с оркестром. Эта часть характеризуется сложной структурой, включающей тематические линии, которые переплетаются и развиваются в динамичном и драматическом диалоге между солистом и оркестром. В середине части вступает каденция, в которой солист имеет возможность продемонстрировать технические и интерпретационные способности. Рахманинов предоставил две каденции на выбор исполнителя.

Intermezzo: Adagio

 Вторая часть, Intermezzo, начинается с контрастной, медленной и лирической музыки по сравнению с первой частью. Это спокойное и созерцательное музыкальное пространство, где слушатель наслаждается гармонией взаимодействия между фортепиано и оркестром.

Finale: Alla breve

 Заключительная часть начинается энергично и решительно. Это бурное и виртуозное завершение концерта, где музыкальные идеи развиваются с растущим напряжением и динамикой. Рахманинов использует впечатляющий диапазон фортепианной техники и оркестровых цветов, ведя к мощному и триумфальному заключению. Эта часть подчеркивает мастерство композитора в создании масштабных и сложных музыкальных форм, демонстрируя его способность синтезировать эмоциональную глубину и техническую виртуозность.

  1. TOPconcerts представляет: «Рахманинов Гала»

 30 марта в Московском Доме Музыки, «Новое русское музыкальное чудо» – победитель классического Евровидение 2018 года и обладатель Гран-при конкурса им. Рахманинова 2022 года, пианист-вундеркинд Иван Бессонов представит публике абсолютные шедевры Сергея Рахманинова – 2-й и 3-й музыкальные концерты для фортепиано с оркестром. Аккомпанемент Ивану Бессонову обеспечит симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением талантливого маэстро Ивана Никифорчина.

Восхитительные гипнотические мелодии, сопровождаемые величественным звучанием рояля и оркестра, гарантируют, что этот концерт оставит в памяти незабываемые впечатления!

Предлагаем насладиться волшебной «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова в исполнении Ивана Бессонова на нашем прошлом концерте, посвященном Рахманинову!

Только на нашем сайте можно приобрести билеты со скидкой 20% и дешевле, чем в кассах концертных площадок!

Купить билет

Полезные ссылки

Рахманинов: история создания концерта № 2

Биография Сергея Рахманинова

Рахманинов: «Рапсодия на тему Паганини»

Записи в блоге

Ближайшие концерты

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

>