Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

5 самых известных и чарующих вальсов Иоганна Штрауса-сына

5 самых известных и чарующих вальсов Иоганна Штрауса

Введение

Треть концертного репертуара Иоганна Штрауса-сына занимают вальсы. Неслучайно еще при жизни композитор получил лестное прозвище «Король вальса». Хотя эти лёгкие и воздушные мелодии, сопровождающие плавный круговой танец существовали и до Штрауса, австриец вдохнул в жанр новую жизнь. Штраус экспериментировал с акцентами и ритмическими фигурами, придавая своим произведениям игривость и динамичность.

Вальсы Штрауса содержат элементы драматургии, развиваясь как музыкальное повествование, а мелодии, от которых невозможно оторваться напоминают «протяженное» дыхание. Превратив вальс в поэзию, полную красоты и грациозности, Штраус создал собственные произведения искусства, снискавшие популярность у слушателей – от австрийских мигрантов, видных горожан и императора, до нынешних поклонников классической музыки. Вальсы Штрауса неизменно ассоциируются с праздником, венским балом и торжественным настроением.

В статье мы познакомим вас с самыми чарующими, легендарными и красивыми вальсами Штрауса.

  1. «На прекрасном голубом Дунае» (An der schönen blauen Donau)

 Первый вальс, который приходит в голову при упоминании Штрауса-сына – шедевр с необычной судьбой. «На прекрасном голубом Дунае» написан в 1866 году по заказу Венского мужского хорового общества. Вдохновение Иоганн подчерпнул из стихотворения «На Дунае» из сборника «Тихие ночи» австрийского поэта Карла Исидора Бека. Строки «На Дунае, на прекрасном голубом Дунае» (нем. (An der Donau, An der schönen, blauen Donau) стали ключевым мотивом для названия и тематики. Текст к уже готовой музыке Штрауса написал Йозеф Вайль.

Иоганн Штраус в 1860-у

Иоганн Штраус-сын в 1860-е

Стихи Вайля отразили состояние австрийского общества в сложный для страны период после поражения в Австро-Прусской войне. Злободневный текст обличил общественные настроения – страх бедности, веселье в трудное время, падения доходов. Неудивительно, что премьера «На прекрасном голубом Дунае» с хором в венском крытом бассейне Dianabad получила смешанные отзывы.

Успех пришёл позже, когда Штраус исполнил вальс в качестве дирижёра оркестра без хоровой партии в Париже. Восторженные отзывы прессы и публики подняли престиж Австро-Венгрии в Европе, а тираж публикации нот вальса превысил 1 миллион. Со временем, «На прекрасном голубом Дунае» стал для австрийцев своей «Марсельезой», неразрывно связанный с чувством родины и дома. Сегодня вальс стал символом австрийской культуры и неофициальный гимн Вены, ассоциируясь с красотой и романтикой венских балов.

На Прекрасном голубом Дунае в фильме Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея: 2001»

  1. «Венская кровь» (Wiener Blut)

Вальс «Венская кровь» был написан в 1873 году, в период, когда Вена пребывала на пике культурного и общественного расцвета. Это время ознаменовалось ростом интереса к музыке и танцам. Придворное сообщество регулярно организовывало роскошные балы ко дням рожденьям первых лиц государства, официальным праздникам и свадьбам. Не исключением стала золотая свадьба дочери австрийского императора Франца-Иосифа Гизелы Луизы Марии с принцем Леопольдом Баварским. Среди мероприятий был запланирован бал в Придворной опере, однако, император не одобрил это место для проведения танцев. В итоге, торжество прошло в Золотом зале Музыкального общества.

Самым ожидаемым событием вечера стало выступление венского филармонического оркестра, за дирижёрский пульт которого лично встал Иоганн Штраус-сын. После окончания концерта, Штраус исполнил «Венскую кровь», специально написанную для бала. Публика пришла в такой восторг, что вальс пришлось сыграть на бис. Музыкальные критики охарактеризовали «Венскую кровь», как чистейший образец венской музыки и элегантности.

На этом история вальса не закончилась. В 1899 году, после смерти Штрауса, «Венская кровь» стала частью одноименной оперетты, собранной из музыки композитора.

«Венская кровь» в исполнении Ульяновского симфонического оркестра

  1. «Весенние голоса» (Frühlingsstimmen)

 Вальс «Весенние голоса» был написан композитором в 1882 году. Это произведение отличается от большинства других вальсов Штрауса, поскольку было создано не для бального зала, а для концертного исполнения. Вдохновением для написания вальса послужила весенняя тематика, отражающая возрождение и обновление природы весной. Изначально «Весенние голоса» планировался как оркестровое произведение, но позже к нему добавили текст, превративший вальс в песню.

Текст, восхваляющий природу, расцветающую после зимнего сна, написал немецкий поэт Рихард Жене:

Далеко, в долине звенят весенние голоса,

Природа пробуждается вновь.

Зимняя спячка закончилась,

Лед растаял, вода шумит, и все вокруг оживает.

Леса и поля покрыты цветами,

В воздухе слышны песни и ароматы.

Пчелы начинают свои пляски,

Мир наполнен светом, цветом и пением.

Памятник Штраусу в Вене

Памятник Иоганну Штраусу в Вене

Штраус мастерски использует музыкальную палитру для создания звуковых картин, в которых отражена весенняя природа. Лёгкие и изысканные мелодии вальса передают чувство радости и возрождения, характерные для весны.

«Весенние голоса» – концерт в Вене в сопровождении солистки Катлин Батл

  1. «Вино, женщины и песни» (Wein, Weib und Gesang)

Вальс «Вино, женщины и песни» написан в 1869 году по заказу Венского мужского песенного общества. Чуть позже поэт Йозеф Вайль, работавший над текстом к «На прекрасном голубом Дунае» написал слова к мелодии. Премьера вальса состоялась на благотворительном вечере под эгидой заказчика.

Вальс отражает три компонента философии наслаждения, популярную в Вене той эпохи, воспевающих радости вина, пения и красоты женщин. Эта тема нашла своё отражение в легкой и воздушной музыке Штрауса. Композитор задействовал все возможности оркестровки для создания богатой палитры звучания. Мелодия в вальсе игривые и захватывающие, с характерными всплесками и плавными переходами, что делает музыку живой и игривой. Штраус искусно соединяет мелодичность с характерной для вальса трёхдольной ритмикой, подчёркивая каждую из трёх тем.

«Вино, женщины и песни»  в исполнении испанского камерного оркестра

  1. «Жизнь артиста» (Künstlerleben)

Вальс «Жизнь артиста» иногда незаслуженно забывают включить в пантеон великих произведений Штрауса. Создание произведения соотносится с периодом популярности вальса «На прекрасном голубом Дунае».  В 1866 году Австрия продолжала переживать невзгоды после поражения от Пруссии в Битве при Садовой. Три брата Штраус – композиторы Иоганн, Иосиф и Эдуард поставили перед собой задачу возродить дух радости и веселья в Вене и решили подготовить программу к грядущему Венскому карнавалу. Иосиф написал польку «Jocus», Эдуард – польку «Аполлон», а Иоганн – «Жизнь артиста».

Братья Штраусы. Карикатура

18 февраля 1967 года все три произведения были исполнены на балу общества «Геспер», входящего в Венский союз художников в зале бассейна Dianabad, там же, где за пару дней до этого прошла не слишком удачная премьера «На прекрасном голубом Дунае».

Композиция «Жизнь артиста» отражает глубокое понимание Штраусом творческого пути художника. Из гармонических переходов и модуляций, символизирующих восторг и разочарование, присущих артисту, рождается жизнеутверждающая мелодия, символизирующая конечную роль искусства в обществе по Штраусу – вдохновлять и поднимать дух даже в трудные времена.

«Жизнь артиста» в исполнении Венского симфонического оркестра

  1. TOPconcerts представляет: Иоганн Штраус – «Сказки Венского леса»

Приглашаем услышать вживую все самые любимые вальсы Иоганна Штрауса 31 мая в 19:00 в Большом Зале Консерватории!

Штраус-бал «Сказки Венского леса» – роскошный летний концерт, исполненный в неповторимом Венском стиле! Штраус подарил миру огромное количество потрясающих мелодий – их красота, совершенство и невероятная грациозность заставляют слушать их еще и еще, бесконечно! Великолепие летнего вечера, окутанное магией Венской музыкальной традиции – прекрасная возможность подарить себе порцию красоты и элегантности!

Всемирно известный итальянский маэстро Алессандро Дагостини и Солисты Большого театра России вместе с Российским национальным оркестром представят программу музыкальных шедевров Иоганна Штрауса и Франца Легара. Это феерический концерт всемирно известных вальсов, полек, маршей – «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Вино, женщины, песни», «Гром и молния», «На охоте», а также хит всех времен и народов – «Марш Радецкого», арии и дуэты из великих оперетт «Летучая мышь», «Цыганский Барон», «Веселая Вдова»!

Этот вечер станет настоящим праздником музыки и танца, где каждая мелодия – это хит, любимый и узнаваемый каждым. Готовьтесь насладиться магией и великолепием музыки Иоганна Штрауса!

Купить билет

Только на нашем сайте вы можете приобрести билет по скидке от организатора со скидкой 20% и дешевле, чем в кассе концертных площадок!

Узнайте больше о шедеврах классической музыки в статьях нашего блога:

Король вальса: биография Иоганна Штрауса 

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >