Титульник

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

История создания 9-ой симфонии Бетховена: завещание композитора

9-я симфония Бетховена: завещание человечеству

Введение

Последняя Девятая симфония Бетховена – одна из самых амбициозных и сложных работ. Её грандиозная идея, этическая глубина и масштабность замысла стали одним из важнейших явлений в мире классической музыки, превзойдя всё написанное Бетховеном прежде.

Хотя Девятая симфония занимает особое место в наследии Бетховена, в ней композитор не отходит от идей, которые развивал в восьми предыдущих симфониях и на протяжении своего пути. Это логический итог и своеобразное завещание его творчества. В Девятой симфонии находят воплощение высшие идеалы демократии, преодоление несправедливости во имя человеческого счастья, тираноборчество, победа добра над злом. В симфонии с безупречной точностью реализованы новаторские принципы симфонической композиции.

Несмотря на сложность и новаторство, Девятая симфония завоевала любовь у массового слушателя, до сих пор привлекая в концертные залы самую разнообразную аудиторию. Четвертая часть симфонии – «Ода к радости» в аранжировке австрийского композитора Герберта фон Караяна стала Гимном Евросоюза. Это яркое свидетельство того, что симфония, адресованное всему человечеству вне зависимости от социального класса, нашло своего адресата.

  1. История создания

 Хотя сама разработку монументальной Девятой симфонии заняла 2 года, замысел будущего произведения зародился еще до переезда Бетховена в Вену в середине 1790-х годов, когда композитор познакомился с популярной среди политической активной молодежи поэмой Шиллера «Ода к радости» (1785), рассказывающей о важности горизонтальных связей в обществе. С тех пор Бетховен мечтал переложить на музыку всё произведение Шиллера строку за строкой. Набросок первой части симфонии в записной книжке композитора датируется 1809 годом.

Созданию симфонии предшествует сложный период жизни композитора в 1810-х гг, когда Бетховен переживает глубокий кризис отчуждения и некоммуникабельности. Первоначальной проблемой становится постепенно развивающася глухота – трагическая болезнь для композитора, из-за которой он вынужденно отходит от выступлений и дирижирования, сосредотачиваясь на написании музыки.

Бетховен

Второй причиной кризиса становится выравненный политический ландшафт в Европе после Венского конгресса и разгрома Наполеона при Ватерлоо. Сначала горячо поддержавший народную Французскую революцию, затем разочаровавшийся в Наполеоне и приветствовавший его победителей, Бетховен, фундаментом творчества которого был личный характер и гражданская позиция, оказался не готов к атмосфере застоя. Его идеалом была философское «гражданское» искусство, поэтому набирающая популярность легкомысленная музыка, например, Россини, табу на разговоры о политики, заставляло его чувствовать себя ненужным новой эпохе.

Несмотря на популярность в Вене, знакомство с кругами высшей аристократии, Бетховен был беден, залезал в долги и чувствовал себя чужим в высшем свете. Композитор испытал глубокое разочарование в отношениях с племянником Карлом, опекунство над которым он взял после кончины родного брата. Бетховен надеялся, что Карл станет ему как сын, однако, тот превратился в ненадежного лицемера, проматывавшего деньги в игровых заведениях. После неудачной попытки самоубийства Карла, Бетховен был настолько потрясен, что, по словам одного из друзей, словно постарел на десятилетия. Несмотря на свои страдания, Бетховен продолжал творить музыку и дарить радость миру. Он извлекал вдохновение из собственных бед и горя, живя по принципу «через страдание — к радости».

Заказ на последнюю симфонию, Бетховен получил из Англии от Лондонского симфонического общества, работа заняла с 1822 по 1824 годы. Бетховен посвятил симфонию Королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III, одному из героев освободительной борьбы немецких земель против Наполеоновских армий.

  1. Музыка и концепция

Уникальный стиль Девятой симфонии берёт свое начало в глубокой неудовлетворенности окружающей реальностью, что повлияло на романтический и приподнятый тон произведения. Стремление Бетховена к созданию «великого искусства» сказалось на продолжительности произведения, сложности музыкальной структуры и расширению оркестрового состава. Желание Бетховена ясно выразить великие цели произведения и противостоять своей изоляции, а также сделать его содержание понятным для как можно большего числа людей (идеально — для всего человечества), побудило его к идее введения в симфонию словесного текста и певческого голоса.

Так родилась величественная симфония с хором, страстный призыв к будущим поколениям. Композитор проводит слушателя через тьму и отчаяние, горькую иронию, штормы и столкновения к радостному финалу.

Первая часть симфонии – мощное сонатное аллегро с динамичным развитием тем и мотивов. Вторая часть также использует форму сонатного аллегро, но с более легким танцевальным характером. Третье движение, Adagio molto e cantabile, представляет собой контрастные и сложные мелодии, наряду с более традиционными структурами.

«Оду к радости» Шиллера Бетховен решил включить в эпилог симфонии, и ему пришлось долго работать, чтобы найти подходящую мелодию. Он стремился создать предельно простой и проникновенный тон, который при этом не будет повторять развлекательные мелодии того времени, подчеркнёт эмоции и романтический настрой. «Ода к радости» зазвучала одинаково хорошо, как при первом появлении без аккомпанемента, так и в сложных контрапунктных вариациях. Текст «Оды к радости» Шиллера, с его темами братства и единения прекрасно сочетается с музыкальной выразительностью и глубиной музыки Бетховена. Финал симфонии представляют собой мощные эпизоды сочетания оркестра музыки, хора и солистов, подчеркивая праздник единения человечества.

Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в Венском театре «У Карантийских ворот». Из-за небольшого количества репетиций, оркестр плохо разучил произведение. Композитор стоял спиной к публике и знаками подсказывал темп капельмейстеру И. Умлауфу. Практически полностью глухой Бетховен не слышал, как после каждой части, зал разрывался аплодисментами. После окончания исполнения слушатели устроили настоящую овацию, толпу пришлось разгонять полиции, а Бетховен чуть не потерял сознание от переизбытка чувств.

Симфония № 9

В 2003 году рукопись Девятой симфонии включена в перечень документов культурного наследия «Память мира»

  1. TOPconcerts представляет

2 декабря в 19:00 в Московском Доме Музыки состоится грандиозный концерт: Моцарт «Реквием» и Великие шедевры музыки. Солисты Большого театра России, Хор капеллы им. А. А. Юрлова и Симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением несравненного Вальтера Борини. Вы сможете насладиться виртуозным исполнением «Оды к радости» Бетховена в сопровождении хора солистов, а также услышать шедевры великих немцев – Моцарта, Генделя, Рихарда Вагнера и других. Приглашаем насладиться вечером, который запомниться вам надолго!

Купить билет со скидкой 20% и дешевле, чем в кассах площадок можно только на нашем сайте.

Хотите узнать больше о биографии и творчестве Бетховена? Читайте статьи в нашем блоге!

Людвиг ван Бетховен: героический характер

История создания Симфонии № 5: тема судьбы

 

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

25 февраля_ Кармина Бурана
6 марта Венский бал Штрауса
7 марта, трибьют АББА
8 марта, 15:00
8 марта, 19:00
9 марта Иоганн Штраус Гала
24 марта Шопен-Гала
30 марта_ Бессонов
Кармина Бурана 31 марта
3 апреля Гершвин-Миллер
4 апреля, Гранд Орган Гала
5 апреля, QUEEN
6 апреля Вагнер Гала
12 апреля, Три Тенор
14 апреля, Штраус
19 апреля La Diva
20 апреля, Гала Лауреатов
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
Пасхальный Гранд Орган Гала
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.