Титульник

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Бетховен: 9-ая симфония «Ода к радости». Завещание человечеству

Бетховен: 9-я симфония. Завещание человечеству

Введение

Последняя Девятая симфония – одна из самых амбициозных и сложных работ Бетховена. Её грандиозная идея, этическая глубина и масштабность замысла стали одним из важнейших явлений в мире классической музыки, превзойдя всё написанное Бетховеном прежде.

Хотя Девятая симфония занимает особое место в наследии Бетховена, в ней композитор не отходит от идей, которые развивал в восьми предыдущих симфониях на протяжении своего пути. Это логический итог и своеобразное завещание его творчества. В Девятой симфонии находят воплощение высшие идеалы демократии, преодоление несправедливости во имя человеческого счастья, тираноборчество, победа добра над злом. В симфонии с безупречной точностью реализованы новаторские принципы симфонической композиции.

  1. История создания

Хотя разработка монументальной Девятой симфонии заняла всего 2 года, замысел будущего шедевра зародился еще до переезда Бетховена в Вену в середине 1790-х годов. Композитор познакомился с популярной среди политически активной молодежи поэмой Шиллера «Ода к радости» (1785), рассказывающей о важности горизонтальных связей в обществе. С тех пор Бетховен загорелся идеей переложить на музыку всё произведение Шиллера строку за строкой. Набросок первой части симфонии в записной книжке композитора датируется 1809 годом.

Созданию симфонии предшествует сложный период жизни композитора в 1810-х гг, когда Бетховен переживает глубокий кризис отчуждения и некоммуникабельности. Первоначальной проблемой становится постепенно развивающаяся глухота – трагическая болезнь, из-за которой Людвиг вынужденно отходит от выступлений и дирижирования, углубляясь в написание музыки.

Бетховен

Второй причиной кризиса становится политический ландшафт в Европе после Венского конгресса и разгрома Наполеона при Ватерлоо. Сначала горячо поддержавший народную Французскую революцию, затем разочаровавшийся в Наполеоне и приветствовавший его победителей, Бетховен, фундаментом творчества которого был личный характер и гражданская позиция, оказался не готов к атмосфере застоя.

Идеалом Бетховена было философское «гражданское» искусство, поэтому набирающая популярность легкомысленная музыка, например, Россини и табу на разговоры о политики, заставляло его чувствовать себя ненужным новой эпохе.

Несмотря на популярность в Вене, знакомство с кругами высшей аристократии, Бетховен был беден, влез в долги и чувствовал себя чужим в высшем свете.

Композитор испытал глубокое разочарование в отношениях с племянником Карлом, опекунство над которым он взял после кончины родного брата. Бетховен надеялся, что Карл станет ему как сын, однако, тот превратился в ненадежного лицемера, проматывавшего деньги в игровых заведениях.

После неудачной попытки самоубийства Карла, Бетховен был настолько потрясен, что, по словам одного из друзей, словно постарел на десятилетия. Несмотря на свои страдания, Бетховен продолжал творить музыку и дарить радость миру. Он извлекал вдохновение из собственных бед и горя, живя по принципу «через страдание — к радости».

Заказ на последнюю симфонию, Бетховен получил из Англии от Лондонского симфонического общества. Работа заняла период с 1822 по 1824 годы. Бетховен посвятил симфонию Королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III, одному из героев освободительной борьбы немецких земель против Наполеоновских армий.

  1. Музыка и концепция

Уникальный стиль Девятой симфонии берёт свое начало в глубокой неудовлетворенности окружающей реальностью, что повлияло на романтический и приподнятый тон произведения. Стремление Бетховена к созданию «великого искусства» сказалось на продолжительности произведения, сложности музыкальной структуры и расширению оркестрового состава.

Желание Бетховена ясно выразить великие цели произведения и противостоять своей изоляции, а также сделать его содержание понятным для как можно большего числа людей (идеально — для всего человечества), побудило его к идее введения в симфонию словесного текста и певческого голоса.

Так родилась величественная симфония с хором, страстный призыв к будущим поколениям. Композитор проводит слушателя через тьму и отчаяние, горькую иронию, штормы и столкновения к радостному финалу.

Первая часть симфонии – мощное сонатное аллегро с динамичным развитием тем и мотивов. Вторая часть также использует форму сонатного аллегро, но с более легким танцевальным характером. Третье движение, Adagio molto e cantabile, представляет собой контрастные и сложные мелодии, наряду с более традиционными структурами.

«Оду к радости» Шиллера Бетховен решил включить в эпилог симфонии, и ему пришлось долго работать, чтобы найти подходящую мелодию. Он стремился создать предельно простой и проникновенный тон, который при этом не будет повторять развлекательные мелодии того времени, подчеркнёт эмоции и романтический настрой. «Ода к радости» зазвучала одинаково хорошо, как при первом появлении без аккомпанемента, так и в сложных контрапунктных вариациях.

Текст «Оды к радости» Шиллера, с его темами братства и единения прекрасно сочетается с музыкальной выразительностью и глубиной музыки Бетховена. Финал симфонии представляют собой мощные эпизоды сочетания оркестра музыки, хора и солистов, подчеркивая праздник единения человечества.

     Премьера и признание

Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в Венском театре «У Карантийских ворот». Из-за небольшого количества репетиций, оркестр плохо выучил произведение. Композитор стоял спиной к публике и знаками подсказывал темп капельмейстеру Умлауфу.

Практически полностью глухой Бетховен не слышал, как после каждой части, зал разрывался аплодисментами. После окончания исполнения слушатели устроили настоящую овацию, толпу пришлось разгонять полиции, а Бетховен чуть не потерял сознание от переизбытка чувств.

Симфония № 9

В 2003 году рукопись Девятой симфонии включена в перечень документов культурного наследия «Память мира»

Несмотря на сложность и новаторство, Девятая симфония завоевала любовь у массового слушателя, до сих пор привлекая в концертные залы самую разнообразную аудиторию. Четвертая часть симфонии – «Ода к радости» в аранжировке австрийского композитора Герберта фон Караяна стала Гимном Евросоюза. Это яркое свидетельство того, что симфония, адресованное всему человечеству вне зависимости от социального класса, нашло своего адресата.

Исполнение «Оды к радости» с симфоническим оркестром и солистами

     TOPconcerts представляет: Грандиозное мультимедийное шоу: Карл Орф – «Кармина Бурана», Бетховен – «Ода к радости»

31 марта в 19:00 приготовьтесь к захватывающему и грандиозному шоу, где «магическая» музыка кантаты «Кармина Бурана» и «Оды к радости» Бетховена оживёт в удивительной гармонии с гигантскими магическими видеопроекциями.

Исполнители

  • Хор Капеллы им. Юрлова
  • Симфонический оркестр «Новая Россия»
  • Дирижёр – художественный руководитель оркестра Игорь Разумовский

Покупая билеты на нашем сайте, вы получаете эксклюзивную скидку 20% от организатора.

Купить билет

Хотите узнать больше о биографии и творчестве Бетховена? Читайте статьи в нашем блоге!

Людвиг ван Бетховен: героический характер

История создания Симфонии № 5: тема судьбы

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >