Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

«Аллилуя» Георга Генделя: как хор из оратории стал одним из символов Пасхи?

«Аллилуя» Георга Генделя: как хор из оратории стал одним из символов Пасхи?

 Введение

 «Аллилуя» – знаменитый хор из оратории Георга Фридриха Генделя (1685–1759) «Мессия», одна из самых знаменитых пасхальных композиций. Исполняется на слова из Библии и представляет собой мощное музыкальное выражение радости и поклонения. Рассказываем, частью какого произведения является хор и как Гендель придумал для Англии новый жанр барочной музыки.

  1. Жизнь и творчество Генделя

 Георг Фридрих Гендель наряду с Иоганном Себастьяном Бахом олицетворяют эпоху барокко в музыке. Родившейся в Саксонском Галле 23 февраля 1685 года, Гендель успел поработать в Германии, Италии и Англии. На ранних этапах творческого пути, композитор пробовал себя в итальянской опере. За 4 года в Италии, Гендель создает несколько значительных опер, утвердивших его репутацию в жанре. Среди них – «Роделинда» (1707), «Агриппина» (1709), «Нуме» (1709) и «Ринальдо» (1711).

Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель родился в Германии, но известен как композитор работавший в Англии

В 1712 году Гендель переехал в Лондон, где провёл остаток жизни. В Англии композитор получил значительную поддержку британской королевской семьи. Для короля Георга I Гендель написал знаменитую «Музыку на воде» (Water Music), которая исполнялась на корабле во время круиза по Темзе в честь короля и его гостей.

Позже Гендель стал музыкальным директором Королевского оперного театр на Хеймаркете. Из-за переменчивых музыкальных вкусов публики и жёсткой конкуренции, театр периодически испытывал финансовые трудности. В 1727 году Гендель получил британское подданство.

  1. Оратория «Мессия»

В 1730-х годах, когда интерес к итальянской опере начал угасать, Гендель попробовал себя в новом формате оратории. Новомодный в то время жанр, представлял музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра, сочетающее элементы оперы и концерта. При этом оратория не предполагала сценического действия, декораций и костюмов, поэтому её исполнение обходилось на порядок дешевле оперы.

В 1740 году Гендель начал работу над своей самой знаменитой ораторией «Мессия». Либретто составлял Чарльз Дженненс, литературный редактор и «лирический» компаньон немца. Он выбрал отрывки из Библии, преимущественно из Ветхого и Нового Заветов, охватив в либретто жизнь Иисуса Христа, его страдания, смерть, воскресение, а также мессианское значение для человечества.

Гендель использовал для «Мессии» типичную для барокко инструментальную группу, включая струнные инструменты, орган, трубы, тимпаны и бас-континуо. Музыкальная структура оратории включала речитативы, арии и хоровые номера, каждый из которых подчёркивает определённые аспекты текста.

Премьера «Мессии» состоялась в 1741 году в ирландском Дублине при большом ажиотаже. Все средства, вырученные от продажи билетов, были переданы на благотворительность, в частности, пожертвованы дублинским больницам. Оратория обрела невероятный успех у публики, например, великий ирландский писатель Джонатан Свифт окрестил Генделя «гением».

  1. «Аллилуя» – катарсис «Мессии»

Хор «Аллилуйя» заканчивает вторую из трёх частей оратории, возможно, самый известный эпизод из произведения Генделя. Художественный стиль «Аллилуя» венчает общее настроение произведения.

Музыка части выполнена в классической барочной стилистике, начинаясь с мощного вступления, в котором все голоса синхронно поют «Аллилуя». После него следуют сложные и переплетающиеся вокальные линии, демонстрирующие мастерство Генделя в хоровой композиции. Хор заканчивается кульминацией, в которой объединяются все голоса, подчёркивающие торжественное «вечное царство Господа».

Текст для хора взят из Откровения Иоанна Богослова (19:6, 16), где говорится о величии и вечном господстве Бога. Музыкальное оформление слов отражает тему торжества добра над злом и восхваление божественной мощи.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

 

Наш Господь Христос воскрес!

Пойте, жители небес!

Вторьте, люди и земля,

Милость Господа хваля.

 

Пала стража, где плита?

Дрогнут ада ворота.

 

Смерть могла ль Христа держать? (братья)

Рай открыла благодать. (сёстры)

Смерть могла ль Христа держать?

Рай открыла благодать.

 

Смерть разбита, смерть без сил,

Царь-Спаситель победил!

 

Умер Он, чтоб умер грех.

Страшный ад! Где твой успех?

 

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

Аминь.

 

  1. Вместо заключения

 Оратории Генделя, написанные совместно Джененнсом, такие как «Саул», «Белсазар» и «Мессия» приобрели культовый статус в королевстве. По сути, немецкий композитор придумал уникальный жанр для своей второй родины – светскую библейскую ораторию. В Англии, стране небогатой на музыкальные достижения по сравнению с Австрией, Германией и Италией, жанр стал национальным достоянием.

Оратории объединили любовь англичан к традиционному хоровому пению, симфонический масштаб и сдержанный баланс между светской и религиозной музыкой в чопорном англиканском обществе. До самой смерти в 1759 году Гендель пользовался почитанием в Британии и был захоронен в Южном Трансепте Вестминстерского аббатства.

Памятник Генделю

На мемориальной плите Георга Фридриха Генделя в Вестминстерском аббатстве он изображен держащим в руках страницы с нотами и перо. Скульптор аккуратно высек из мрамора название его знаменитой оратории: «Мессия»

«Аллилуя» со временем стала самостоятельным произведением. Хор исполняют во время религиозных служб, особенно в период Рождества и Пасхи.

Хор «Аллилуя» в исполнении в Лондонского Гендель-оркестра

  1. TOPconcerts представляет: Пасхальный Гранд Орган Гала

Отпразднуйте светлую Пасху в компании «Короля инструментов» – органа!

27 апреля в Доме Музыки: Пасхальный Гранд Орган Гала

Выдающийся органист Сикстинской капеллы Ватикана Риккардо Тиберия (Италия) возвращается в Москву, чтобы порадовать вас гармонией 6000 труб. Обладая глубоким пониманием органной музыки и владея виртуозной техникой, Тиберия мастерски переносит слушателей в мир гармонии и эмоций.

Премьерная программа вечера подарит вам нетленные «Времена года» Вивальди в уникальной редакции для органа и оркестра, иллюстрированной видеопроекциями картин Ван Гога. Кроме того, вас ожидают величественные симфонические и религиозные произведения, в том числе «Ave Maria» Баха, «Аллилуйя» Генделя, «Lacrimosa» из «Реквиема» В.А. Моцарта и Пасхальный гимн П. Масканьи.

Благодаря трехмерным проекциям, Светлановский зал Дома Музыки превратиться в огромный собор. Готовьтесь к невероятной звуковой мощи и красоте, особой атмосфере возвышенности и религиозного откровения! Концерт наполнит вас светлыми чувствами на неделю вперед!

Купить билет

Только на нашем сайте – билеты со скидкой 20% и дешевле, чем в кассах концертных площадок!

Больше интересных фактов из мира классической музыки читайте в нашем блоге

«Адажио Альбинони»: история музыкальной мистификации

«Нюрнбергские мейстерзингеры»: о чем рассказывает «комичная» опера Рихарда Вагнера

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
12 октября Большой зал консерватории, Бессонов
Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
26 апреля, Травиата
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Щелкунчик в Театре Эстрады 24 декабря
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Балет «Щелкунчик» Чайковского в театре Эстрады 25 декабря
Скоро в продаже
«Щелкунчик» Чайковского в Театре Эстрады 26 декабря
Скоро в продаже
26 декабря в 19:00 в Театре Эстрады – балет «Щелкунчик»
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >