Антонио Вивальди_Титульник

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Биография Антонио Вивальди: спор гармонии с изобретением

Биография Антонио Вивальди: спор гармонии с изобретением

Введение

Антонио Вивальди (1678-1741) – выдающийся итальянский композитор, скрипач, католический священник и музыкальный педагог эпохи барокко. Еще при жизни завоевал славу скрипача-виртуоза. Вивальди оставил после себя обширное культурное наследие: оперы, оратории, инструментальную и камерную музыку.

  1. Ранние годы и юность

Вивальди родился в 1678 году в Венеции в музыкальной семье; его отец, Джованни Баттиста Вивальди, был профессиональным скрипачом и цирюльником, который дал сыну первые уроки игры на инструменте. Несмотря на проблемы со здоровьем (у Антонио была форма астмы) и запрет игры на духовых инструментах, он смог развить изумительные музыкальные способности и уже в юном возрасте начал работать вместе с отцом в оркестре соборе Святого Марко в Венеции.

С 13 лет Вивальди начал прислуживать в соборе, открывая и закрывая врата. По мере взросления он продвинулся и в иерархии церковной службы. В 13 лет Вивальди написал первое произведение – (Laetatus sum — «Будем ликовать»). 

Собор Святого Марко в Венеции

Собор Святого Марко в Венеции, где юный Вивальди служил вместе с отцом

В тот период в Венеции было вполне обыденным для священнослужителей сочетать композиторскую деятельность с церковными обязанностями. Создание концертов и духовной музыки считалось столь же естественным, как и наличие музыкальных инструментов в каждой мастерской барбера. В XVII веке Венецианская республика занимала передовые позиции в мировой культуре, а венецианские композиторы устанавливали тенденции в опере, светской и церковной музыке Европы.

  1. Начало карьеры

 В 1703 году Вивальди был рукоположен в священники, получив прозвище «красный священник» из-за рыжего цвета своих волос. С 15 до 25 лет он неспешно обучался музыке, занимаясь написанием произведений в свободное время. Из-за здоровья он не мог долго служить мессы и вскоре полностью посвятил себя музыке. В том же году он стал учителем скрипки в венецианском приюте для девочек-сирот Ospedale della Pietà, где позже стал мастером концертов.

Памятная табличка приюта

Памятная табличка на стенах приюта «Оспедале делла Пьета», где преподавал Вивальди

Для своих студентов Вивальди создавал концерты, кантаты и вокальные произведения на основе библейских текстов. Их количество превысило 60 и отличалось большим разнообразием: от сольных монетов до масштабных композиций для хора и оркестра. В 1704 году Вивальди, уже занимавший должность учителя скрипки, взял на себя и обязанности учителя альта. Он был обязан создавать новые оратории или концерты к каждому церковному празднику, а также обучать сирот музыкальной теории и игре на различных инструментах. В Ospedale della Pietà Вивальди работал с 1703 по 1740 год с восьмилетним перерывом с 1715-го по 1723-й год. В 1705 году издательство Джузеппе Сала в Венеции опубликовало 12 его первых сонат. Первое публичное выступление Вивальди состоялось в 1706 году при дворе французского посольства.

  1. Вивальди как композитор

 В 1709 году, во время исполнения одной из своих ораторий в церковном учреждении «Оспедале делла Пьета», Вивальди был представлен королю Дании Фредерику IV. В знак уважения и признательности композитор впоследствии посвятил королю двенадцать скрипичных сонат. Спустя пять лет Вивальди получает приглашение стать композитором при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадтского в Мантуе.

В 1710-х годах Вивальди увлекается популярным в то время музыкальным жанром – светской оперой. В 1713 году в Teatro delle Grazie состоялась премьера его первого оперного произведения «Оттон на вилле» на либретто Доменико Лалли, повествующая о любовных похождениях римского императора Оттона. Постановка имела успех и привлекла венецианских импрессарио.

За последующие годы Вивальди написал несколько десятков опер, многие из которых впоследствии оказались утеряны. Наиболее известные из них: «Orlando furioso», «Griselda», «L’Olimpiade», «Farnace».

Начиная с 1720-х годов Вивальди сталкивается с угасанием своей популярности из-за перемены вкусов публики. Тем не менее, он продолжает работать над операми, много путешествует – посещает Рим, Амстердам и Вену.

Портрет Антонио Вивальди

Портрет Антонио Вивальди

В 1723-1724 годах Вивальди работает над самым популярным своим произведением – «Спор гармонии с произведением», более известным в России под названием «Времена года». Цикл из 12 концертов впервые был издан в Амстердаме в 1725 году. Публика была поражена художественным разнообразием, драматичностью и многогранностью концертов для скрипки с оркестром. В каждом из первых четырех концертов, символизирующих смену времен года, музыка тонко передавала слушателю эмоциональные образы и перемену настроения: от весенних трелей птиц, шума ручья и мягких ветров, летней грозы и удушающей жары до осенней радости сбора урожая, зимних холодов и замерзающей природы. «Спор гармонии с произведением» стал одним из самых значимых и показательных произведений, характеризующих стиль барокко.

В последние годы жизни, несмотря на потерю интереса к себе на родине в Венеции, Вивальди обретает славу в Священной Римской империи, выступая при дворе императора Карла VI. Однако, осуществить задумку поставить свои оперы в Вене Антонио не успел – смерть Карла лишила его покровительства, а дальнейшая война за австрийское наследство вынудила его уехать в Саксонию. В Дрездене композитор заболел и скончался в безденежье 28 июля 1741 года в возрасте 63 лет. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.

  1. Влияние

 Вивальди – важнейший представитель скрипичного искусства XVIII века. Его стиль утвердил так называемую «ломбардскую технику», отличавшуюся виртуозностью исполнения и завышенными требованиями к подготовке музыкантов. Еще при жизни он прославился своим мастерством писать трехактные оперы за пять дней, а также сочинять множество вариаций на одну тему.

Вивальди считается одним из пионеров жанра сольного концерта. Его цикл «Времена года» — это примеры ранних программных концертов, где музыка описывает конкретные сцены или настроения. Он использовал и разработал форму быстрого-медленного-быстрого темпа в концертах, которая позже стала стандартом.

Хотя оперы Вивальди не вошли в золотой пантеон оперного искусства, он привнёс в жанр экспрессивную вокальную линию и драматические эффекты, используя оркестр как полноценного участника действия. Как музыкальный педагог в приюте Ospedale della Pietà, Вивальди разработал учебные методики и композиции, которые до сих пор используются в музыкальных школах по всему миру. Музыка Вивальди оказала значительное влияние на многих композиторов, включая Иоганна Себастьяна Баха, который переосмыслил некоторые из концертов Вивальди для клавира и других инструментов.

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >