- 28 декабря, 2023 год
Биография Модеста Мусоргского: русский реализм в опере
Модест Петрович Мусоргский, выдающийся русский композитор XIX века, прославился своим новаторским подходом к музыке, значительно опередившего свое время. Он сыграл важную роль в развитии как русского, так и европейского музыкального искусства. Живя в период высоких духовных достижений и значительных социальных изменений, Мусоргский находился в эпицентре эпохи, когда русская общественная жизнь активно вдохновляла художников на национальное самосознание. В этой статье мы расскажем о сложном пути композитора к своим уникальным творениям.
- Детство и юность
Модест Мусоргский появился на свет 21 марта 1839 года в семейном поместье в Карево, расположенном в Псковской губернии. Его отец –Пётр Мусоргский происходил из старинного княжеского рода, уходящего корнями к смоленской ветви рода Рюриковичей. Мать, Юлия Чирикова, происходила из дворянской семьи и была дочерью губернского секретаря. Юлия играла ключевую роль в музыкальном образовании молодого Мусоргского, обучая его игре на фортепиано. Мусоргский в детстве отличался активностью и любознательностью; он часто уклонялся от учебы, чтобы слушать русские народные сказки, рассказываемые его няней. К семи годам Мусоргский уже демонстрировал впечатляющие музыкальные способности, освоив исполнение произведений Ференца Листа и выступая на концертах в семейном кругу. В этот период его обучением занялась квалифицированная пианистка, дальнейшее развитие его таланта.
До 10 лет Модест и его старший брат Филарет были на домашнем обучении, пока обоих не отправили в Петербург учиться в престижнейшее заведение Петербурга Петришуле, где основной упор делался на изучении иностранных языков. В 1852 году Модест бросает учёбу и поступает в Школу гвардейских прапорщиков, где изучает юнкерское дело, параллельно занимаясь переводами с французского и греческого языков. В это время Мусоргский пишет своё первое произведение – пьесу для фортепиано «Porte-enseigne polka», которое исполняет перед юнкерами. После окончания Школы, Модест недолго служит Преображенском гвардейском полку.
Знаковым поворотом в карьере стало вступление в 1850-х годах в кружок Михаила Балакирева, который позже вырастит в легендарную «Могучую кучку». Вступив в кружок блестяще образованным русским офицером с французским и немецким языком, Мусоргский приступает к углубленному изучению теории и истории музыки, контрапунтка и анализа оркестровки.
- Творческий поиск
В кружке Балакирева Мусоргский знакомится с Алексеем Бородиным и Цезарем Кюи, которые позже и образовывают «Могучую кучку».
В 1858 году Модест увольняется из армии, несмотря на устойчивые уговоры со стороны друзей и родственников. Оставив военную службу, он полностью погружается в творчество. Он активно изучает историю развития музыкального искусства, играет многочисленные композиции Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Франца Шуберта, Ференца Листа и Гектора Берлиоза вдвоем с Михаилом Балакиревым.
Творческий путь Мусоргского начался бурно. С начала 1858 года Модест работает над оперой «Царь Эдип». Композитор пытался искать свой творческий стиль, много экспериментировал, пытаясь совмещать разные жанры. Сложный творческий поиск и недостаток опыта не позволили завершить оперу. Мусоргский создал несколько романсов, пьес и аранжировок произведений Бетховена, но они не стали популярными. Балакирев, его наставник и друг, высказывал мнение, что Мусоргский просто ленится и его произведения лишены оригинальности.
Поездка в Псковскую губернию вдохновляет Мусоргского на создание инструментального произведения «Интермеццо». Мелодия родилась при взгляде на вереницу деревенских девушек, с песнями и плясками шагающих по тропинке.
Важным этапом в становлении творчества стал 1 акт оперы «Женитьба». Под влиянием оперы «Каменный гость» Даргомыжского, Мусоргский использовал почти неизмененный текст из пьесы Николая Гоголя. Его задачей было передать в музыке все тончайшие нюансы человеческой речи. Опера также не была завершена, как и последующая – опера «Саламбо» по роману Гюстава Флобера.
В то же время Мусоргский работает над вокальным циклом из семи пьес под названием «Детская», который становится популярным в России и Европе. «Детской» восхитился сам Ференц Лист, отправив Мусоргскому подарок. Цикл пьес становится первым большим успехом композитора. В 1867 году Мусоргский выпускает сочинение для оркестра «Иванова Ночь на Лысой горе», поражающая мистическим флёром шабаша ведьм, навеянное произведением Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».
- «Борис Годунов» и «Хованщина»
Пиком творчества Мусоргского в 1860-х годах становится опера «Борис Годунов» по одноименной трагедии Александра Пушкина – первое большое произведение, которое композитор доводит до конца. Начав работу над ней в 1868 году, Мусоргский представил первую версию оперы (без польского акта) летом 1870 года перед дирекцией императорских театров. Однако эта версия была отклонена, якобы из-за отсутствия женской партии и сложных речитативов. Оперу пришлось дорабатывать, полная версия была представлена 8 февраля 1874 года.
Опера основана на исторических событиях и вдохновлена трагедией Бориса Годунова, российского царя, и его пути к власти. Мусоргский пытался придать произведению аутентичность, использовав национальные мелодии и темы. В «Борисе Годунове» композитор активно экспериментирует с музыкальной драматургией, включая в оперу хоры и сцены с массовыми сценами народа.
«Борис Годунов» был благодушно встречен публикой, но дальнейшая судьба произведения была непростой из-за радикальных отличий от традиций того времени. В «Борисе Годунове» присутствовала остросоциальная идея конфликта между интересами народа и царской власти, глубокое раскрытие страстей и характеров персонажей, а также психологическая сложность образа царя-детоубийцы. Музыкальный язык оперы также был необычным, и Мусоргский сам писал: «Работая над выражением человеческой речи, я достиг мелодии, создаваемой этой речью, и превратил речитатив в мелодию». В опере поднималась идея русского народа, как основного двигателя истории, что раскрывала аналогичную тему в вышедшем в 1868 году романе Льва Толстого «Война и мир».
Многие молодые зрители и демократическая интеллигенция были воодушевлены новаторским подходом Мусоргского к музыке, в то время как коллеги композитора по «Могучей кучке» раскритиковали оперу за отсутствие развития персонажей и цельной драматической структуры.
После «Бориса Годунова» Мусоргский задумал трилогию о русском народе, которую намеревался продолжить оперой «Хованщина» и «Пугачевщина». Процесс работы над оперой «Хованщина» шел очень тяжело. Мусоргский глубоко погрузился в материал, который выходил за рамки традиционного оперного спектакля. Он работал интенсивно, с несколькими перерывами, вызванными разными обстоятельствами. Параллельно служив чиновником в Лесном Департаменте Министерства государственных имуществ, Мусоргский имел мало времени для сочинения музыки, работал вечерами и ночами, что привело к депрессии и переутомлению. «Хованщина» была завершена в 1880 году, Опера рассказывает о конфликте между сторонниками царя Петра Великого и сторонниками ортодоксальной православной церкви в России в конце XVII века. В основе сюжета лежит борьба за власть и религиозные противоречия.
- Последние годы
Самым болезненным ударом для Мусоргского было отсутствие поддержки своего творчества товарищей из «Могучей кучки», а также постепенный развал кружка. Произведения Мусоргского холодно принимали и в академической среде из-за слишком новаторского подхода к опере и вызывающего противовеса «народных» мотивов западной оперной моде. Из-за совмещения творчества с должностью чиновника, постоянного стресса, депрессии, недосыпа и выгорания, Мусоргский пристрастился к алкоголю.
В последние годы Мусоргский подрабатывал как аккомпаниатор на концертах певицы Дарьи Леоновой, гастролировав по городам империи, изредка исполняя на концертах собственные сочинения. В 1880 году его увольняют с одного с последнего места работы – ревизионной комиссии Государственного контроля. Некоторое время композитор жил на деньги друзей, а в 1881 году его выселяют из квартиры за неуплату аренды.
Последнее публичное выступление состоялось 4 февраля 1881 года на вечере памяти Федора Достоевского. Когда перед аудиторией был представлен портрет великого писателя, окаймленный трауром, Мусоргский сел за рояль и моментально сыграл музыкальную импровизацию в стиле похоронного колокольного звона. Это впечатляющее и волнующее выступление оставило неизгладимое впечатление на присутствующих. Своей музыкальной импровизацией Мусоргский прощался не только с памятью о усопшем певце, с олицетворением «униженных и оскорбленных», но и передавал своё «прости» всем живым в зале.
Здоровье Мусоргского продолжало ухудшаться. Друзья композитора Владимир Стасов, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков поместили его в Николаевский военный госпиталь в Петербурге после приступа белой горячки. Композитор продолжал работать в госпитале над «Хованщиной», но скончался 28 марта 1881 года, так и не успев завершить свое самое амбициозное произведение.
- Художественный стиль и признание
Творчество Мусоргского характеризовалось временем развития реалистической традиции в русской мировой культуре, преобладанием содержанием над формой, уход от романтического идеала к жестоким будням современности с несправедливостью государства, нищетой, жизнью униженных оскорбленных, лицемерием священников. В своих идеях Мусоргский шёл в ногу с такими гигантами времени, как Федор Достоевский, Лев Толстой, художники-передвижники. Русская культура переживала интенсивное обновление и стремилась выразить глубокие социальные и философские идеи. В своих операх «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргский отразил дух времени и острые политические и моральные проблемы общества.
Мусоргский мастерски интегрировал элементы народных мелодий и церковных гармоний в свои композиции, что придавало им аутентичный русский колорит. Мусоргский экспериментировал с ритмом, используя сложные и нестандартные метры и ритмические фразы. н часто отходил от традиционных форм музыкальных произведений и создавал свои собственные структуры, что подчеркивало его стремление к новаторству, что часто вызывало острое неприятие у современников.
После смерти Мусоргского «Борис Годунов» был снят с репертуара Мариинского театра. Большой вклад в реинкарнацию наследия Мусоргского внёс друг Римский-Корсаков, который собирал, иногда правил и переиздавал произведения покойного товарища. Интерес к творчеству Мусоргского вновь появился уже в XX веке, когда такие мастера как Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович, Герберт фон Караян и другие стали создавать собственные интерпретации на его произведения.
В настоящий момент «Хованщина» является одной из наиболее часто исполняемых русских опер в Европе и США.