- 15 ноября, 2023 год
«Болеро» Равеля: создание, стиль, влияние
Введение
«Болеро» французского композитора Мориса Равеля (1975-1937), выдающегося мастера музыкального импрессионизма, одно из известнейших произведений XX века. Основная тема «Болеро» представляет собой постоянно повторяющуюся мелодию, которая играется различными инструментами и постепенно усиливается. Мелодия повторяется 18 раз, при этом оркестровая текстура постепенно усложняется, а громкость увеличивается, достигая мощного финала. «Болеро», изначально написанная как произведение для оркестра и балета, со временем стало одним из самых популярных концертных произведений в мире, оставившим огромный след в музыкальной культуре.
- История создания
Во время турне по США, Морис Равель встретился с Идой Рубинштейн — звездой русского балета. Балерина обратилась к композитору с просьбой создать балетное произведение, которое стало бы воплощением её уникального танцевального мастерства.
По возвращению с гастролей, Морис принялся за работу. В 1928 году партитура балета под названием «Болеро» была готова. Произведение получило название испанского танца, исполняемого в умеренно быстром темпе под аккомпанемент кастаньет. «Болеро» для оркестра Равель сочинил в умеренном темпе, неизменном гармонически, ритм которого непрерывно отбивается барабаном.
Премьера балета Иды Рубинштейн состоялась в парижской «Гранд-Опера» в 1928 году. Хореографию для балета поставила русская балерина польского происхождения Бронислава Нижинская. Партнером Рубинштейн стал бывший солист Мариинского театра и солист «Русского балета Дягилева» Анатолий Вильтзак. Постановка прошла с огромным успехом, зрители отметили оригинальную хореографию и танец Рубинштейн, одетую в туфли на высоком каблуке.
- Художественный стиль
Музыкальный стиль «Болеро» часто описывают как эксперимент в области оркестровой формы. Равель называл произведение «оркестровым упражнением без музыки», имея в виду, что внимание слушателя фокусируется не на мелодии или гармонии, а на тембре и динамике. «Болеро» – яркий пример минимализма в музыке, несмотря на его визуальную и эмоциональную выразительность в балете и других формах исполнения.
Музыкальная структура произведения необычайно строга: основная мелодия (тема) и аккомпанемент представлены в двух различных секциях, которые повторяются множество раз с постепенно нарастающей интенсивностью. Равель использовал оркестровую технику, чтобы максимизировать эффект нарастания звука, начиная с тихого, почти медитативного начала и постепенно достигая мощного фортиссимо. Каждый новый вход инструмента прибавляет сложности и интенсивности, в то время как основная мелодия остается неизменной, что создает гипнотический эффект. В среднем ритм выходит на новый круг около 170 раз.
«Болеро» – не первое оркестровое произведение Равеля на испанскую тематику. Первым была «Испанская рапсодия». Но по сравнению с ранними симфоническими творениями Равеля, можно проследить движение к ясной и сдержанной гармонии, а также четкости мелодической линии. В «Болеро» отсутствует усложненная фактура, а оркестровка подчинена унифицированному и ясному принципу. Отказ Равеля от сложности не был простым стремлением к популярности; это – свидетельство его мастерства и виртуозности. Композитор демонстрирует, каких невероятных гипнотических эффектов можно достичь, работая в рамках строгих технических ограничений.
Несмотря на внешнюю простоту, «Болеро» идеально вписалось в канву идущего в гору XX века, времени постмодернизма и смысловой неопределенности, породив множество музыковедческих и культурных трактовок: от утверждения мощного оптимистического начала до звукового образа зла, которое мучило Равеля на протяжении всей жизни.
- Культурное влияние
Хотя сам Морис Равель считал, что «Болеро» не ждёт концертный успех, как отдельного произведения, его творение стало одним из крупнейших культурных явлений XX, завоевав любовь публики по всему миру.
Музыкальная тема «Болеро» стала востребованной у других кинематографистов, желающих придать сценам ритм, напряжение и сенсуальность, позволяя эмоционально усиливать видеоряд. Великий режиссер Акира Куросава использовал вариацию на тему «Болеро», написанную композитором Фумио Хаясакой в своем культовом фильме «Расемон» (1951). В фильме «10» (1979) Блейка Эдвардса, сцена катания на льду под «Болеро» стала одной из наиболее запоминающихся. Клод Лелуш в фильме «Одни и другие» (1981) использовал «Болеро» в качестве лейтмотива в картине. К музыке Равеля обращались такие режиссеры как Жан-Люк Годар, Збигнев Рыбчинский в фильме «Оркестр» (1990), Вуди Аллен в «Магии Лунного Света» (2014). Великий советский композитор Альферд Шнитке использовал «Болеро» в качестве основной темы бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита».
Приёмы Равеля повторил Дмитрий Шостакович в «Эпизоде нашествия» 7-ой симфонии. «Болеро» часто используется в фигурном катании и других видах спорта. 14 февраля 1984 года на зимней Олимпиаде в Сараеве (Югославия) британские фигуристы Джейн Торвилл и Кристофер Дин исполнили на льду свою программу под музыку «Болеро», которая принесла им золотые медали.
- TOPconcerts представляет: «Вечер великих балетов»
24 ноября в 19:00 в Московском Доме Музыки состоится незабываемое событие – вечер великих балетных шедевров, объединяющий классическую музыку и изысканный танец. Солисты Мариинского и Михайловского театров, артисты театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко превратят Дом Музыки в эпицентр искусства, где каждый зритель сможет окунуться в мир изысканного танца.
Вы сможете насладиться вживую бессмертным «Болеро» Мориса Равеля, а также избранными сценами из балета «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Кармен-Сюитой» Жоржа Бизе и легендарным «Лебедем» Камиля Сен-Санса, символизирующим непреходящую красоту и грацию.
Только на нашем сайте вы сможете купить билеты с скидкой 20% и дешевле, чем в кассах концертных площадок! Торопитесь, билетов осталось немного!
Подробная программа и билеты – здесь!