Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Чайковский: балет «Спящая красавица». История волшебства и любви

Чайковский: балет «Спящая красавица». История волшебства и любви

Введение

Балет «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского – одно из самых известных произведений великого русского композитора. Волшебный балет с жизнеутверждающим либретто остается одним из самых любимых в мировом репертуаре, а мелодии и партии стали шедеврами классической музыки. Рассказываем об истории создании «Спящей красавицы».

  1. История создания

Заказ на создание балета по мотивам сказки французского писателя Шарля Перро «Спящая красавица» Чайковский получил от директора императорских театров Ивана Всеволжского (1835-1909). Будучи поклонником композитора, который на тот момент достиг наиавысшей популярности в России, Всеволжский стремился заинтересовать Чайковского новыми сюжетами, предлагал «Саламбо» и «Ундину». Работавший в тот момент над «Чародейкой», Чайковский заинтересовался «Ундиной» и попросил своего брата, либреттиста Модеста Чайковского заняться написанием сценария, но этот вариант был отвергнут Дирекцией императорских театров.

Тогда Всеволжский обратился к Чайковскому с идеей создания пышного и дорогого представления высшего уровня, которая поразила бы зрителей новизной, богатством костюмов и танцевальных номеров, затмив предыдущие балетные произведения. Всеволжский загорелся идеей постановки «Спящей красавицы» Перро в стиле роскошных спектаклей при дворе Людовика XIV. В письмах либреттист расписывал Чайковскому безграничный простор для фантазии при написании музыки.

Для воплощения дорогостоящей идеи требовались мастера высшего класса, поэтому в роли исполнителей Всеволжский видел только Петра Ильича и сильнейшую труппу Петербургского балета под управлением русско-французского балетмейстера Мариуса Петипы. Чайковский с энтузиазмом принялся за работу.

Великий балетмейстер Мариус Петипа писал либретто в тесном сотрудничества с Иваном Всеволжский

На сочинение музыки у Чайковского ушёл год – с осени 1888 по август 1889 года. Пролог и два акта были готовы к началу 1889 года, работу над третьим актом композитор вёл во время поездки в Париж, Стамбул и Тбилиси. Мариус Петипа подробно излагал Чайковскому концепцию постановки, основанные на идее Всеволжского. Чайковский старался внимательно учесть все указания из заметок, при этом он только следовал желаниям директора и балетмейстера, но вносил собственные интерпретации сюжета, создавая целостное произведение, где музыкальное развитие было непрерывным и симфоническим.

В некоторых эпизодах взгляды Чайковского и Всеволжского расходились. Директор Императорских театров рассматривал «Спящую красавицу», как стилизацию под музыку эпохи барокко конца XVII — начала XVIII, представляя в качестве аккомпанемента нечто похожее на произведения Иоганна Баха и Жана-Батиста Люлли. Чайковский же прибегал к стилизации лишь отчасти, фокусируясь на возможностях оркестровки эпохи романтизма конца XIX века.

Музыкальные идеи Чайковского приводили к усложнению структуры хореографии, над которой работал Мариус Петипа. Петипа не был готов к настолько развитому и совершенному музыкальному языку. По воспоминаниям очевидцам, постановка танцевальных номеров к «Спящей красавице» стала испытанием для Мариуса Ивановича. Но в результате, Петипе удалось достигнуть изысканных высот хореографии. Каждый акт «Спящей красавицы», словно цельная симфония представляет идеальную гармонию танца и музыки.

Премьера состоялась 3 января 1890 года в Мариинском театре в Петербурге.

  1. Содержание балета «Спящая красавица»

 Сказка «Спящая красавица» имеет древние европейские корни, которую передавали через поколения в форме устного народного творчества. Популярную версию записал французский писатель Шарль Перро, сказка вошла в сборник «Сказки матери гусыни» (1697). Чуть позже братья Гримм включили собственную интерпретацию истории в сборник «Детский и домашний сказочник» (1812). В обеих версиях сказки присутствуют общие элементы сюжета: рождение принцессы, проклятие, спящее заклятие, пробуждение принцем и счастливый финал. Эти мотивы и сюжетные элементы были объединены в единый сюжет, который использовали Петипа и Всеволжский.

Пролог

Пролог рассказывает о рождении принцессы Авроры, дочери царя Флоримона и царицы Екатерины. На празднование прибавления приглашены знатные гости, в том числе и феи. Одна из тёмных фей, которую не пригласили, Карабосса, неожиданно является на праздник и проклинает Аврору: когда та достигнет 16-летия, она уколется на прялке и умрет. Добрая фея Лилли смягчает заклятие – Аврора уснёт столетним сном, пока не придет принц и не пробудит ее поцелуем.

Акт I

Шестнадцать лет спустя, Аврора выросла и стала прекрасной девушкой. На празднование 16-летия, является Карабосса под чужим обликом и обманом дарит Авроре заколдованную прялку. Несмотря на запрет матери, Аврора садится за прялку и колет палец веретеном. Испугавшись укола, девушка падает без чувств. Карабосса раскрывает себя и торжествующе исчезает. Появляются добрая фея Сирени, которые создают вокруг замка магичекий лес из сирени, чтобы защитить принцессу.

Акт 2

Проходит сто лет. Прекрасный принц Дезире, крестный сын феи Сирени во время охоты проникает в замок через магический лес и находит спящую принцессу. Принц целует Аврору, и пробуждает её от столетнего сна. Они влюбляются друг в друга, и принц предлагает ей выйти за него замуж.

Постановка «Спящей красавицы» в Мариинском театре Санкт-Петербурга

Акт 3

В третьем акте происходит свадьба Авроры и принца. На свадебном балу танцуют не только молодожены, но и приглашенные гости, в том числе и другие члены королевской семьи. В финальном полонезе участвуют герои других вымышленных волшебных сказок. Бал завершается счастливым финалом, и молодые остаются вместе.

  1. Музыка и хореография

 Музыка из балета «Спящая красавица» отличается жизнеутверждающим и светлым настроением. Это классическое музыкальное искусство эпохи романтизма, характеризованное стремлением к выражению чувств, внутреннему миру человека, величественным образам и эмоциональной интенсивности. Чайковский мастерски использовал оркестровые краски, чтобы оживить сказочный мир балета, создавая волшебное звучание, которое великолепно сочетается с драматическими сюжетными поворотами и эмоциональной глубиной произведения.

Вальс из балета «Спящая красавица»

Одним из самых запоминающихся моментов балета стал вальс, который исполняется во многих сценах, включая финальную свадебную церемонию. В балете присутствует па-де-де – танец для двух исполнителей, па-де-труа – для четырёх танцоров, па-де-сикс – для шести танцоров.

  1. TOPconcerts представляет: Великие па-де-де в исполнении звезд русского балета

7 апреля в 19:00 ждём вас в Доме Музыки на «Чайковский Балет-Гала – великие па-де-де!

Мастера русского балета – солисты Михайловского и Мариинского театров вместе с труппой Санкт-Петербургского классического балета в потрясающем гала-концерте исполнят восхитительные номера – признанные шедевры балетного искусства, поставленные на музыку Петра Ильича Чайковского признанными хореографами: Львом Ивановым, Мариусом Петипа и Алексеем Горским.

Великие па-де-де 7 апреля

Зрители насладятся изысканными отрывками и па-де-де из таких бессмертных произведений, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».

Подготовьтесь к погружению в волшебство и изящество классического балета, где каждое движение и мелодия наполнены эмоциями и красотой!

На нашем сайте вы сможете приобрести билеты по скидке 20% и дешевле, чем в кассах концертных площадок!

Купить билет

Если вам интересна история балета и творчество Петра Ильича Чайковского, предлагаем почитать статьи нашего блога:

От Аджолини до Дягилева: история русского балета

Что такое па-де-де?

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >