Интересные факты из биографии Эннио Морриконе: как маэстро навсегда изменил киносаундтреки

 Введение

Эннио Морриконе, маэстро, чьё имя неразрывно связано с историей кинематографа. Морриконе обрёл мировую славу, благодаря таланту создавать незабываемые саундтреки к культовым фильмам, превращавшие каждое произведение в незабываемое зрелище. Его чуткое понимание героев и умение создать эмоциональный контекст перевернуло представление о роли музыки в кино и превратило саундтрек в полноценный инструмент, передающий палитру чувств, судьбу и трагедию персонажей.

Плодотворная карьера композитора, охватила период в 60 лет. За это время Эннио создал около 400 саундтреков, в том числе к таким хитам, как «Хороший, плохой, злой», «Профессионал», «Миссия» и другие.

Рассказываем о биографии прекрасного композитора, чья музыка знакома каждому любителю кино.

 Ранние годы

Будущий композитор появился на свет 10 ноября 1928 года в Риме в музыкальной семье. Его отец – Марио Морриконе был профессиональным трубачом, мать Либера Ридольфи владела небольшим текстильным бизнесом, но большую часть времени занималась домашним хозяйством. Эннио был старшим из 4 детей в семье.

Отец стал первым учителем Эннио и уже с 6 лет мальчик стал изучать ноты ­и учиться играть на фортепиано. Марио приобщил сына к произведениям выдающихся композиторов-современников – Игоря Стравинского и Джана Малипьеро. Эннио проявил настолько незаурядные способности к музыке, что уже в 12 лет поступил в престижную консерваторию Санта-Чечилия в Риме. В музыкальной академии Морриконе изучал игру на трубе, композицию и инструментовку под руководством педагога Годфреддо Петрасси, который был известен инновационным подходом к образованию, прививая студентам тягу к экспериментам. В 16 лет Эннио получает место второй трубы в оркестре Альберто Фламини, где ранее играл его отец. В 1946 году Морриконе сочиняет одну из первых самостоятельных композиций – Il Mattino» («Утро») для вокала и фортепиано.

 Начало карьеры

 Во время обучения Морриконе начинает писать музыку для театров. В основном это были вокальные композиции для фортепиано, например, «Imitazione» на текст итальянского поэта Джакомо Леопарди, «Intimità» на слова Олинто Дини.

 После окончания консерватории в 1954 году, Эннио получает предложение написать аранжировку-попурри в американском стиле для вечерних радиошоу. Так началась его карьера в медиа. Пытаясь заработать, Морриконе выступает в джаз-бэнде и пробует устроиться композитором-аранжировщиком в итальянскую звукозаписывающую компанию RAI, но увольняется оттуда в первый же день, узнав, что использование музыки, написанной сотрудниками для частных целей, запрещена правилами компании. В 1958 году его принимает на работу крупный продюсер Винченцо Микоччи. На его студии RCA Italiana Морриконе работает аранжировщиком-мультиинструменталистом, записывая музыку для итальянских поп-звезд, таких как Ренато Рассель, Рита Павоне, Доменико Модуньо и Марио Ланца. Несмотря на работу в поп-музыке, Морриконе продолжает сочинять классические произведения.

Молодой Морриконе

Морриконе в годы работы на студии RAI

Первый опыт работы в большом кино Морриконе получает в 1959 году, дирижируя оркестром при записи саундтрека за авторством Марио Насимбене к фильму Франко Росси «Смерть друга» (1960). Затем последовала самостоятельная работа – музыка к лёгкой комедии Лучано Сальче «Фашистский вожак» (1961). Позже Морриконе вспоминал, что никогда не отказывался от работы над легкомысленными фильмами, так как для них требовались незамысловатые партитуры – композитор любил их сочинять.

 Тандем с Серджо Леоне и «Долларовая трилогия»

Настоящая слава нашла Эннио благодаря плодотворному сотрудничеству с режиссером Серджо Леоне. Серджо и Эннио были одноклассниками – их ранняя дружба заложила основу будущего тандема. Впечатлённый музыкальным талантом Морриконе, Леоне предложил ему написать ему музыку к будущему фильму – спагетти-вестерну «За пригоршню долларов» (1964). Публика относилась к проекту скептически – идея снимать картину в сугубо «американском» жанре вестерна в Италии и Испании с участием итальянских, немецких актёров и малоизвестного американца Клинта Иствуда, выглядела спорной затеей.

В отличии от привычной в те времена практики создания саундтрека после финального монтажа, музыка к «Долларовой трилогии» была написана на этапе подготовки сценария до съемок. Леоне хотел, чтобы музыка Морриконе была важнейшей частью нарратива, гармонировала с длинными проездами камеры, крупными планами актёров, подчеркивала эмоции и была неотъемлемой частью саспенса. Создателей ограничивал маленький бюджет, поэтому Морриконе не мог задействовать полный оркестр. Композитор использовал выстрелы, треск кнутов, свист, голоса, варган, трубы и новую электрогитару Fender вместо оркестровых аранжировок западных стандартов в стиле Джона Форда.

Серджо Леоне и Клинт Иствуд

Серджо Леоне и Клинт Иствуд на съемочной площадке «За пригоршню долларов»

«За пригоршню долларов» – неофициальный римейк фильма Акиры Куросавы «Телохранитель» имел огромный успех в прокате и полностью перезагрузил жанр вестерна, переживавший кризис с конца 1950-х годов. Воспринимаемый в мире как «лубочный» американский жанр про хороших ковбоев и плохих индейцев, Леоне «обновил», добавив глубокую драматургию персонажей, характерную актёрской игру Клинта Иствуда, Джан Марии Волонте, Ли Ван Клиффа и Илая Уоллака, остроумные диалоги и медитативный саспенс.

Музыка Морриконе стала неотделимой частью действия – с первого просмотра, саундтрек к фильму в каждой из сцен запоминается навсегда. Пустынные пейзажи, взгляды, дуэли, образы неразрывны связаны с музыкальными темами. Впоследствии композитор написал музыку к другим спагетти-вестернам Леоне: «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Во всех трех фильмах главную роль в роли Человека без имени сыграл американский актер Клинт Иствуд, и они отражали индивидуальное яркое видение Леоне мифического Запада.

 Культовые саундтреки

Саундтрек к фильму «Хороший, плохой, злой» стал культовым и одним из самых узнаваемых в истории кино. Иконическая вступительная тема со смелым сочетанием воя койота, свиста и колокольчиков, эффектно передающая атмосферу Дикого Запада заняла второе место в чарте Billboard по итогам 1968 года стала синглом № 1 в Великобритании.

https://www.youtube.com/watch?v=J9EZGHcu3E8

Одна из финальных композиций фильма «L’estasi Dell’oro» («Экстаз золота») стала одной из визитных карточек Морриконе. Инструментальный металлический кавер группы Metallica (с минимальным вокалом Джеймса Хэтфилда), появившийся на трибьют-альбоме Морриконе 2007 года «We All Love Ennio Morricone», была номинирована на премию «Грэмми» в категории «Лучшее инструментальное рок-исполнение».

https://www.youtube.com/watch?v=ubVc2MQwMkg

После завершения работы над «Трилогией» Морриконе напишет музыку к двум следующим шедеврам Леоне «Однажды на Диком Западе» (1968) и «Однажды в Америке» (1984). Основная тема из фильма об американских друзьях-гангстерах, который Леоне мечтал снять всю жизнь, стала одной из вершин творчества Эннио. Трогательная мелодия воплощает трагедию, надежду и бесконечную тоску по прошлому, которую переживает главный герой – бандит по имени Лапша, вспоминая о своих друзьях и ошибках, которые привели к необратимым последствиям.

Морриконе и Леоне

Тандем Эннио Морриконе и Серджо Леоне в корне изменило восприятие саундтрека и побудило режиссеров следующих поколений переосмыслить роль музыки, как основополагающего эмоционального инструмента, усилить эмоции, восприятие и сделать каждую сцену незабываемой

 Вершина успеха

 После успеха «Долларовой трилогии» Морриконе завоевал славу сначала в Италии, а затем во всём мире. Композитор работает с мэтрами итальянского кино Джилло Понтекорво («Битва за Алжир» (1966), Пьером Паоло Пазолинии («Теорема» (1968»), Бернардо Бертолуччи («Двадцатый век» (1976)). Маэстро работает с разнообразными жанрами – от серьёзных драматических картин до популярных в 70-е итальянских фильмов «джилло» – смеси триллера, фильма ужаса и детективов. Композитор написал музыку к культовым фильмам-джилло, таким как «Птица с хрустальным оперением» (1970), «Девятихвостый кот» (1971) и «Четыре мухи на сером бархате» (1971) Дарио Ардженто, «Запретные фотографии женщины вне подозрений» (1970), «Ящерица в женской коже» (1971), «Холодные глаза страха» (1971) и другим. В 1981 году выходит фильм Жоржа Лотнера «Профессионал» (1981), глубокая эмоциональная тема из которого «Chi Mai», идеально дополняет атмосферу фильма, добавляя слои напряжения, драматизма и эмоциональной интенсивности к сюжету.

Слава маэстро, как мастера музыки для вестернов дошла до Голливуда. Однако, американский дебют для фильма Джона Хьюстона «Библия» (1966) не состоялся из-за конфликта продюсера Дино Де Лаурентиса и студии RCA, где Морриконе продолжал работать. RCA отказалась отдавать в США, написанные композитором партитуры, так как они были созданы на студии.

Несмотря на культовый статус саундтрека к фильму «Однажды в Америке», первое значимое признание получает музыка к фильму «Миссия» (1986) Роланда Йоффе, за которую Морриконе номинируют на «Оскар». Фильм рассказывает о иезуитах-миссионерах в Южной Америке XVIII века и столкновении цивилизаций.  Композиция «Gabriel’s Oboe» символизирует духовный путь главного героя, отца Габриеля в исполнении Джереми Айронса. Сама мелодия звучит в киноленте, когда отец Габриель впервые встречается с коренными жителями, пытаясь завоевать их доверие и сердца через силу музыки. Исполнение на гобое символизирует мирный посыл и гармонию, которые миссионер пытается передать аборигенам.

После успеха «Миссии» композитор работает с Роланом Полански («На грани безумия» (1988), Оливером Стоуном «Уолл-Стрит» (1987), Брайаном де Пальмой («Неприкасаемые» (1987)), Джузеппе Торнаторе («Легенда о пианисте» (1998)). За работу над «Неприкасаемыми» был удостоен премии «Грэмми». В 2007 году американская киноакадемия наградила Морриконе почётным «Оскаром» за вклад в мировой кинематограф.

Морриконе и Тарантино

Морриконе и Тарантино во время работы над «Омерзительной восьмеркой»

Парадоксы мира кино случались и в жизни Морриконе. Композитор долго отказывался сотрудничать с режиссером Квентином Тарантино, известным жесткими требованиями по срокам работы, в то время как Эннио предпочитал работать медитативно и неспеша. При этом Тарантино с детства восхищался фильмами Серджо Леоне, а музыку Морриконе считал неотъемлемой частью своего кинематографического мира. Отдельные темы Морриконе Тарантино использовал в своих фильмах «Убить Билла» (2004) и «Бесславные ублюдки» (2009), но никогда не полноценно не сотрудничал с маэстро. Тарантино удалось уговорить Морриконе написать заглавную тему к своему 8-ому фильму «Омерзительная восьмерка». Завораживающая и мрачная мелодия, созданная в форме вариации на музыку из культового триллера «Нечто» (1982), аллюзией на который и является «Омерзительная восьмерка» стала настоящим праздником для всех заядлых киноманов и любителей отсылок. Работа с Тарантино принесла Морриконе первый «Оскар» за «Лучший саундтрек» и стала прекрасным финальным аккордом для мастера, посвятившего жизнь магии кино.

 Последние годы жизни и смерть

Морриконе никогда не покидал Рим, чтобы сочинять музыку, так и не научившись говорить по-английски. Композитор никогда не бросал писать камерную оркестровую музыку, гастролируя по миру как дирижёр. Тур к 85-летнему юбилею маэстро открыл концерт в московском «Крокус-Сити Холле». Успел Эннио поработать и в России, написав саундтрек к фильму Владимира Хотиненко «72 метра».

Морриконе лично дирижирует исполнением саундтрека к фильму «Миссия»

Эннио Морриконе скончался 6 июля 2020 года в Риме, Италия, в возрасте 91 года после осложнений, вызванных падением, в результате которого он сломал бедро.Похороны Морриконе прошли в Риме в строгой частной обстановке в соответствии с пожеланиями композитора и его семьи. В связи с ограничениями, связанными с пандемией COVID-19, церемония была скромной, но поклонники по всему миру нашли способы отдать дань уважения, включая онлайн-трибьюты и концерты его музыки.

Морриконе-дирижёр

До конца жизни Морриконе гастролировал по миру вместе с оркестром, исполняя свои камерные произведения

Эннио Морриконе оставил после себя огромное наследие в виде более чем 500 музыкальных произведений для кино и телевидения.

 TOPconcerts представляет: Великие хиты Эннио Морриконе

 19 апреля в 19:00 в Московском Доме Музыки состоится масштабное событие из цикла «Грандиозные концерты». На сцене Светлановского зала соберутся 200 артистов, включая симфонический оркестр «Новая Россия» по управлением дирижёра Алессандро Дагостини (Италия) и мощный сводный хор имени Свешникова. Для вас будут исполнены выдающиеся хиты маэстро Эннио Морриконе – сюиты из фильмов «Профессионал», «Хороший, плохой, злой», «Миссия», «Однажды на Диком Западе». Во 2-ом отделении прозвучат великие шедевры музыки кино – сюиты из фильмов «Аватар», «Богемская рапсодия», «Призрак оперы», «Звездные войны» и другие.

Зрителей ждут завораживающие мелодии, величественные хоралы, гармоничное сочетание оркестра и органа! Мероприятие оставит яркие впечатления у каждого слушателя!

Купить билет

Только на нашем сайте вы можете купить билет со скидкой 20% и дешевле, чем в кассах концертных площадок!

Записи в блоге

Ближайшие концерты

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >