- 11 марта, 2024 год
Шопен: концерт № 1, ми-минор для фортепиано с оркестром
Введение
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор op. 11 создан польским композитором эпохи романтизма Фредериком Шопеном в 1830 году. Всего Шопен написал два концерта для фортепиано с оркестром. Рассказываем историю и разбираем структуру концерта № 1 польского гения.
История создания
Шопен написал фортепианный концерт № 1 в 20 лет, на тот момент композитор жил в Варшаве. Шопен обратился к этому жанру благодаря росту популярности концертного пианизма в Европе. Музыканты открывали преимущества фортепиано, как сольного инструмента на выступлениях. Уровень мастерства пианистов вырос по сравнению с XVIII веком, публика заинтересовалась виртуозной игрой молодых талантов. Как пианисты-виртуозы начинали карьеру и другие композиторы-романтики, например, Роберт Шуман и Ференц Лист.
Хронологически, концерт № 1 Шопен написал позже концерта № 2, посвященного большой любви композитора Констанции Гладовской. Концерт № 2 создан в начале 1830 года, а премьера состоялась 17 марта 1830 года в Варшаве. Концерт № 1 Шопен исполнил 12 октября 1830-го в Народном театре польской столицы. Нумерацию произведения получили благодаря последовательности издания – концерт № 1 издали в 1833 году, а концерт № 2 – в 1836 году.
Фредерик Шопен посвятил концерт № 1 для фортепиано с оркестром Фридриху Калькбреннеру (1784-1849), немецкому пианисту, игрой которого восхищался. Американский музыкальный критик Гарольд Шонберг в книге «Великие пианисты» отметил, что непосредственное влияние на ранний концерт Шопена оказал австриец Йохан Непомук Хуммель – один из фортепианных виртуозов Австрии. Шонберг отметил, что вступление Концерта № 1 ми минор Шопена и концерта ля минор Хуммеля слишком схожи, чтобы быть случайными.
На премьере концерта 12 октября 1830 года в варшавском Национальном театре, Шопен лично исполнил произведение, место дирижёра занял Карло Эвасио Солива. Выступление сопровождали бурные аплодисменты. Семь недель спустя, после поражения Польского восстания, которому Шопен сочувствовал, композитор исполнил фортепианный концерт № 1 во Франции, в зале «Плейель». Французская музыкальная пресса тепло встретила произведение, отметив бодрость настроения мелодии, фантазию и оригинальность автора. Концерт № 1 высоко оценил композитор Роберт Шуман, заявив, что Шопен «призывает дух Бетховена в концертный зал».
Структура
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Шопена наполнен поэтичностью, юношеским обаянием и фантазией. Общая продолжительность произведения – 41 минута.
Allegro maestoso
Оркестровое вступление
Первую тему концерта начинает вступление оркестра, длительностью 24 такта. В ней звучит яркая и фанфарная песенная тема, создающая торжественное настроение. Затем последует главная партия, изложенная в тональности e-минор, с мелодичным и лиричным звучанием, солирующая струнная группа. После этого начнется экспозиция солиста, с последующей разработкой, на основе главной темы партии в разных модификациях солирующего инструмента.
Главная партия
После оркестрового начала звучит мелодия в тональности e-минор, исполняемая струнной группой. Главная тема следует тонической гармонии, настраивая слушателя на созерцательное спокойное настроение, в то время как последующие тремоло и crescendo добавляют волнения.
Экспозиция солиста и разработка
Экспозиция солиста начинается с краткой темы вступления, за которой следуют виртуозные орнаментальные пассажи, готовящие появление основной темы. Затем начинается разработка, отсылающая на основной теме в сочетании с выдающимися фигурами солирующего инструмента. Доминантный предыдущий аккорд приводит к репризе, в которой оркестровая часть ограничивается проведением вступления, создавая эффект завершенности.
Romance: Larghetto
Вторая часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром Шопена и исполняется в медленном темпе. В отличие от первой части, Larghetto отличается лирическим интимным характером, контрастируя с энергичной и виртуозной первой частью. Меланхоличная вторая часть предоставляет возможность для солиста проявить мастерство в выразительности и эмоциональной глубине.
Финал. Rondo: Vivace
Финал концерта № 1 отличается живым и игривым настроением. Эта часть концерта следует за развитием и кульминацией предыдущих частей, виртуозно и энергично завершает произведение. Rondo – это музыкальная форма, включающая повторение основной темы (refrain), чередующейся с несколькими эпизодами (episodes). В контексте финала концерта, Rondo: Vivace превращает мелодию в увлекательное музыкальное путешествие сквозь яркие образные фигуры.
Оркестр и фортепиано взаимодействуют, создавая захватывающую динамику и эмоциональное напряжение. В финале присутствуют яркие соло-пассажи фортепиано, виртуозные оркестровые фигуры и богатая гармония. Всё это создаёт впечатляющее завершение этого великолепного музыкального произведения.