- 11 декабря, 2023 год
Гармония жанров: биография Джорджа Гершвина
Введение
Джордж Гершвин (1898-1937) – один из самых известных и уважаемых композиторов США. Его инновационный подход к музыке позволил создавать одновременно сложные и доступные, популярные и утончённые произведения, ловко переплетать элементы классики, джаза и американской популярной музыки.
- Ранние годы
Родители Джорджа Гершвина родились в Российской империи. Дед, Яков Гершовиц, еврей по происхождению, уроженец Одессы, 25 лет проработавший механиком в Русской Императорской армии. Выйдя на пенсию, он обосновался в окрестностях Санкт-Петербурга. Его сын-подросток Моисей, отец Джорджа, работал резаком женской обуви. Мать Джорджа, Роза Брускина – уроженка Санкт-Петербурга.
Моисей встретил Розу в Вильнюсе, где её отец работал меховщиком. Позже семья Брускиной переехала в Нью-Йорк. Моисей последовал за своей возлюбленной, опасаясь призыва на обязательную военную службу в России. После приезда в Нью-Йорк, Моисей сменил имя на Моррис. Пара поженилась 21 июля 1895 года и вскоре, Моисей поменял фамилию на английский вариант – Гершвайн. Их первый ребенок, Айра Гершвин, родился 6 декабря 1896 года, после чего семья переехала на второй этаж по адресу 242 Snediker Avenue в районе Ист-Нью-Йорк в Бруклине.
Джордж родился 26 сентября 1898 года в Бруклине. В свидетельстве о рождении его записали Яковом Гершвайном – будущего композитора назвали в честь деда. В русско-еврейской иммигрантской общине его фамилия произносилась на русскоязычный манер – «Гершвин». Когда Яков стал профессиональным музыкантом, он изменил имя на Джордж, а написание фамилии поправил на «Гершвин». Вскоре остальные члены семьи последовали его примеру. После Айры и Джорджа в семье родились еще один мальчик, Артур Гершвин (1900–1981), и девочка, Фрэнсис Гершвин (1906–1999).
Детство Джорджа проходило в многоквартирных домах Нью-Йорка. Мальчик играл с друзьями на улицах, катался на коньках и не проявлял интереса к музыке, пока в десятилетнем возрасте его не поразила до глубины души игра друга Макси Розенцвейга на скрипке. Примерно в то же время родители Джорджа купили пианино для старшего брата Айры. Неожиданно для родственников, Джордж стал больше других проводить времени за инструментом. С 12 лет Джордж начинает брать уроки игры на пианино, и в конце концов попадает к своему мастеру – пианисту Чарльзу Миллеру. До своей смерти в 1918 году Хамбитцер оставался музыкальным наставником Гершвина, обучал его традиционной технике игры на пианино и знакомил с классической европейской музыкой.
- Начало карьеры
С 15 лет Гершвин начинает работать в музыкальном магазине, занимаясь продажей пластинок и играя для гостей. Его первая опубликованная песня «When You Want ‘Em, You Can’t Get ‘Em, When You’ve Got ‘Em, You Don’t Want ‘Em» вышла в 1916 году. За неё 17-летнему Гершвину заплатили 50 центов.
В 1916 году Гершвин начинает работать в фирмах Aeolian Company и Standard Music Rolls в Нью-Йорке, занимаясь записью и аранжировкой, создавая фрагменты для музыкальных автоматов Duo-Art и Welte-Mignon. Помимо записи музыкальных роликов, Гершвин кратковременно выступал в водевиле, аккомпанируя таким артистам как Нора Бейс и Луиза Дрессер.
Первого всенародного успеха, Гершвин добился с песней «Swanee» на слова Ирвинга Сизара. Ал Джолсон, звезда Бродвея, услышал, как Гершвин играет «Swanee» на вечеринке, и решил исполнить песню в одном из своих шоу.
В конце 1910-х Гершвин знакомится с автором песен и музыкальным директором Уильямом Дэйли. Гершвин и Дэйли подружились и работали вместе над бродвейскими мюзиклами «Piccadilly to Broadway» (1920) и «For Goodness’ Sake» (1922). Дэйли часто выступал в качестве аранжировщика, оркестратора и дирижера музыки Гершвина, а Гершвин периодически обращался к нему за музыкальным советом.
- Расцвет карьеры
В 1924 году Джордж Гершвин пишет первое крупное произведение, «Рапсодию в стиле блюз» для оркестра и фортепиано. Впоследствии, произведение закрепило фирменный стиль Джорджа Гершвина: яркий синтез разнообразных музыкальных стилей, включая джаз и классику. «Рапсодия в стиле блюз» стала визитной карточкой Гершвина.
С начала 1920-х годов Гершвин часто работал с автором Бадди ДеСильвой. Вместе они создали экспериментальную одноактную джазовую оперу «Синий понедельник», действие которой происходит в Гарлеме, которая стала предшественником оперы «Порги и Бесс» (1936).
В середине 1920-х Гершвин отправляется в поездку по Европе, где некоторое время живет в Париже, пытаясь обучаться у Нади Буланже и Мориса Равеля. Оба композитора отказали Гершвину, считая, что строгая классическая композиция испортит авторский стиль Джорджа, насыщенный свободой джазовой импровизации. В письме с отказом Равель писал Гершвину: «Зачем вам становиться второсортным Равелем, когда вы уже первоклассный Гершвин?»
В 1924 году Джордж и Ира Гершвины работают над музыкальной комедией «Lady be Good!», в которую вошли будущие хиты «Fascinating Rhythm» и «Oh, Lady Be Good!».
В 1931 году сатирическая пьеса «Of Thee I Sing» («Дай, я тебе спою»), музыку к которой пишет Гершвин, становится первым сценическим музыкальным произведением, удостоенным Пулитцеровской премии за выдающуюся драматургию. Лауреатами стали сценаристы Джордж С. Кауфман, Морри Райскинд и Айра Гершвин. Сюжет «Of Thee I Sing» сосредоточен вокруг вымышленного президента США, Джона П. Винтергрина, который ведёт строит свою избирательную кампанию вокруг обещания жениться на самой привлекательной девушке в стране. Пьеса изобилует сатирическими остротами на американскую политическую систему, президентские выборы и культуру 1930-х годов.
- «Порги и Бесс»
Лето 1934 года Гершвин проводит на острове Фолли в Южной Каролине, куда его пригласил автор романа «Порги» ДюБоуз Хейворд. Этот рабочий отпуск вдохновил его на написание музыки к опере «Порги и Бесс», своего главного творения и одного из важнейших произведений американской музыки, которое разорвало привычное понимание жанров.
Как напишет позже театральный критик Роберт Кимбалл: «Порги и Бесс» преодолело все возможные барьеры. Опера не стала музыкальным классическим произведением, и не была драмой как таковой, но вызвало отклики как у музыкальных, так и драматических критиков».
«Порги и Бесс» – эмоциональная история, действие которой разворачивается в бедном афроамериканском районе Гарлем в Нью-Йорке 1930-х годов. Главные герои — Порги, уличный попрошайка, парализованный от талии и ниже. Бесс, молодая женщина, борющаяся с личными демонами и наркотической зависимостью. Бесс вступает в отношения с Крауном, властным мужчиной, который скрывается от полиции после убийства. После исчезновения Крауна Бесс находит утешение и защиту у Порги. Они влюбляются, но их отношения осложняются возвращением Крауна и появлением наркоторговца Спортинг Лайфом, который пытается соблазнить Бесс вернуться к прежнему образу жизни.
Опера исследует темы любви, борьбы за выживание, расизма и искупления. Публику поразили трагичные и честные персонажи, нехарактерный для жанра реализм. Опера «Порги и Бесс» стала ярким образцом музыкальной эклектики, сочетая элементы классической оперы, джаза, блюза и афроамериканской народной музыки.
- Болезнь и смерть
В начале 1937 года Гершвин жалуется на головные боли и запах горящей резины. 1 февраля 1937 года он исполнил Концертную пьесу для фортепиано с оркестром Фа-мажор с симфоническим оркестром Сан-Франциско под управлением французского маэстро Пьера Монтё. Гершвин, великолепный пианист-виртуоз, столкнулся с проблемами координации и обмороками во время выступления. В то время он работал над другими проектами в Голливуде, живя с Айрой и его женой Леонорой в арендованном доме в Беверли-Хиллз. Леонора Гершвин начала беспокоиться о перепадах настроения Джорджа и его кажущейся неспособности есть, не разбрасывая еду на столе.
В ночь на 9 июля 1937 года Гершвин потерял сознание в доме Харбурга, где он работал над музыкой к фильму «The Goldwyn Follies». Его срочно доставили в больницу, где Джордж впал в кому. Только тогда врачи поставили диагноз – опухоль мозга. Друзья Гершвина нашли нейрохирурга и арендовали ему самолёт до Лос-Анджелеса. К тому времени состояние Гершвина было критическим, и необходимость в хирургическом вмешательстве была немедленной. Еще до прибытия нейрохирурга, Гершвина прооперировали, удалив глиобластому, однако, спасти композитора не удалось. 38-летний Гершвин скончался 11 июля 1937 от кровоизлияния в мозг. Легенду джаза похоронили в Нью-Йорке, на кладбище Westchester Hills.
- Стиль и влияние
Гершвин испытал серьезное влияние французских композиторов начала XX века, таких как Морис Равель и Клод Дебюсси. Гершвин увлекался творчеством Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича и Альбана Берга.
Гершвин был одним из первых композиторов, кто успешно соединил классическую музыку с джазом. Его произведения содержат новаторские приёмы, сочетание динамичных джазовых ритмов и гармонии. Творчество Гершвина отразило многообразие американской культуры – от трущоб родного Нью-Йорка до высших эшелонов власти. Такие произведения Гершвина как «I Got Rhythm», «Summertime», «Someone to Watch Over Me», «Embraceable You», «Fascinating Rhythm» и «Oh, Lady BeGood!» давно оторвались от сценических первоисточников, став полноценными американскими шлягерами.