Шопен титульник

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Грустный гений романтизма: биография Фредерика Шопена

Грустный гений романтизма: биография Фредерика Шопена

Введение

Проникновенный и глубокий, Фредерик Шопен (1810-1849) остаётся одним из самых влиятельных композиторов эпохи романтизма. Его жизнь — это музыкальное путешествие, полное страсти, меланхолии и бесконечной красоты, отражающее его внутренний мир и эпоху, в которой он жил. В этой статье мы погрузимся в биографию Шопена, исследуя ключевые моменты его жизни, от ранних лет в Польше до последних дней в Париже.

  1. Детство и образование

 Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 года в небольшой деревне Желязова Воля недалеко от Варшавы. Его отец, Николай Шопен, француз, эмигрировавший в Польшу – преподаватель французского языка, мать Юстина – полячка. Супругов объединяло общее увлечение – интерес к музыке. Николя играл на скрипке и флейте, Юстина аккомпанировала ему на фортепиано. Музыкальный талант будущего композитора проявился в раннем возрасте, к семи годам он начал исполнять свои первые произведения.

Обучение музыке Шопен начал под руководством своей матери, а затем продолжил у Войцеха Живного, известного польского композитора и педагога. Живный сыграл значительную роль в развитии юного Шопена, обучив его основам игры на фортепиано и композиции. Под его руководством Фредерик быстро прогрессировал и уже в юном возрасте стал известен в Варшаве как чудо-ребенок.

Позже Шопен поступил в Варшавский лицей, где помимо музыкального образования, обучался гуманитарным наукам. Это время стало очень важным для развития его эстетических и интеллектуальных взглядов. Получивший прекрасное образование, Шопен говорил на французском, немецком и польских языках. После лицея Шопен продолжил свое образование в Варшавской высшей музыкальной школе (ныне Университет Музыки Фредерика Шопена), где изучал композицию под руководством Йозефа Эльснера. Во время учёбы Шопен проявил себя как композитор – его ранние работы включали полонезы и мазурки, демонстрируя глубокое понимание польской музыкальной традиции. В 1825 году, 15-летний Шопен выступает перед российским императором Александром I. В это время Шопен много путешествует, посещает Италию и Германию.

Шопен в 25

Шопен в 25 лет

  1. Переезд в Париж

В 1829 году дает два концерта в Вене и выступает в Кракове. Вернувшись в Варшаву, Шопен отыгрывает еще три концерта. Отправляясь в турне по Западной Европе 1830 году, Шопен покидает родной город навсегда. Несмотря на взлёт международной карьеры, Шопен испытывает бесконечную тоску по родной земле. Когда пришла весть о начавшемся Польском восстании, он собирается вернуть на родину, чтобы взять в руки оружие. Однако, не успев приехать, Шопен получил известие о подавлении восстания. та новость поразила его в самое сердце, и в пути, проезжая через Дрезден, Вену и Мюнхен, он оказался в Штутгарте. Здесь, в объятиях отчаяния, Шопен написал свой знаменитый «Штутгартский дневник», страницы которого пропитаны глубокой скорбью из-за поражения восстания. Именно в этот период он создал свой величественный «Революционный этюд» — гимн нереализованным надеждам. Он глубоко верит, что его музыка поможет польскому народу рано или поздно добиться победы.

В 1831 году 22-летний Шопен впервые выступает в Париже и быстро завоевывает любовь местной публики. Хотя он редко давал публичные концерты, его слава в салонах польской диаспоры и французской аристократии возрастала с невероятной скоростью. Шопен привлёк внимание таких знаменитостей как пианист Фридрих Калькбреннер, который тут же предложил Шопену уроки. В Париже Шопен окружил себя кругом молодых и талантливых друзей-музыкантов, таких как пианист Фердинанд Гиллер, виолончелист Франкомм и многие другие. Он поддерживал знакомство с величайшими композиторами своего времени, включая Мендельсона, Беллини, Листа, Берлиоза и Шумана.

В середине 1830-х годов Шопен начинает преподавательскую деятельность – он с удовольствием преподает уроки игры на фортепиано, что выделяет его среди других композиторов своего времени. Мало кто из гениев классической музыки уделял преподаванию столько времени и сил.

  1. Роман с Жорж Санд

История любви между Фредериком Шопеном и Жорж Санд (настоящее имя писательницы и аристократки Амантин Аурор Люсиль Дюпен) является одной из самых знаменитых романтических страниц в истории музыкального и литературного мира. Их роман начался в 1836 году и продолжался девять лет, оставив глубокий след в жизни и творчестве обоих.

Жорж Санд и Шопен встретились в Париже благодаря общему другу художнику Эжену Делакруа. Несмотря на начальную взаимную антипатию, их отношения переросли в глубокую привязанность, позже омрачившуюся сложностями из-за различия характеров.

Фотография Санд

Дагеротипный портрет Жорж Санд в годы романа с Шопеном

В 1937 году Шопену проявилась хроническая болезнь Шопена – туберкулёз. Его нездоровье часто становилось причиной стресса и напряженности между партнёрами. Санд имела двух детей от предыдущего брака, непростые взаимоотношения Шопена с её детьми расшатывали отношения. Шопен по характеру был скромным интровертом, предпочитал уединённую, спокойную жизнь, в то время как Санд любила внимание и вращалась в богемных и артистических кругах.

Несмотря на трудности, отношения Шопена и Санд оставили значительный след в их творчестве, превратившись в один из самых ярких примеров романтических и трагических любовных историй в мире искусства. Большую часть времени, Санд и Шопен жили в усадьбе писательницы в Ноанте. Санд вдохновилась своими чувствами к композитору в романе «Любя». В период романа Шопен создал ряд знаменитых произведений, отражающих его эмоциональные переживания и вдохновение, которое он черпал из их отношений.

Баллады: Шопен написал четыре баллады, и есть мнение, что именно влияние Санд способствовало их созданию. Эти произведения характеризуются глубокой экспрессией и эмоциональной насыщенностью.

Полонезы: некоторые из его полонезов, в том числе знаменитый “Героический” полонез в ля-бемоль мажоре, Op. 53, были написаны в период его отношений с Санд.

Нюктюрны: Шопен создал ряд своих знаменитых ноктюрнов во время жизни с Санд, в том числе некоторые из самых знаменитых, такие как Op. 48 и Op. 55.

Сонаты для фортепиано, включая знаменитую Сонату №3 в си миноре, Op. 58, которая считается одним из его самых мастерских и технически сложных произведений.

Берцеуз в ре-бемоль мажоре, Op. 57: произведение, наполненное нежностью и мечтательностью

Несмотря на то, что Санд ухаживала за Шопеном, его ухудшающееся состояние, разногласия и ссоры послужило причиной для будущего расставания. Пара разошлась в 1847 году, по мнению современников разрыв окончательно подкосил здоровье композитора.

  1. Смерть и похороны

 Десять лет сожительства с Жорж Санд, стали настоящим испытанием для Шопена и подкосили его здоровье. В поисках новых впечатлений и расширения круга знакомств, Шопен в апреле 1848 года отправляется в Лондон, где дает концерты и занимается преподаванием.

Последний публичный концерт Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Нервное напряжение и неблагоприятный британский климат усугубили его хроническое заболевание лёгких. По возвращению в Париж, 17 октября 1849 года композитор скончался.

Смерть композитора вызвали глубокую скорбь в музыкальном мире. На похоронах собрались тысячи поклонников. В соответствии с последней волей Шопена, на церемонии был исполнен «Реквием» Моцарта, чьё творчество композитор особенно ценил, и его собственная прелюдия № 4 в ми-миноре. Композитор был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Согласно завещанию, сердце Шопена было отправлено в Варшаву и замуровано в колонну церкви Святого Креста, как символ вечной привязанности к родине.

Фото Шопена

Прижизненная дегеротипная фотография Шопена (1849)

  1. Особенности творчества и память

Очаровав зрителей своими уникальными мазурками и полонезами, Шопен внёс в западноевропейскую музыку нечто совершенно новое: славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, исконно присущие польскому фольклору. Эти произведения не просто разнообразили музыкальный ландшафт своей эпохи, но и проложили путь к эволюции тех гармонических, ритмических и мелодических стандартов, которые были установлены великими классиками XVIII века. Шопен, таким образом, оказался не только продолжателем, но и новатором, внесшим в музыкальное искусство дух славянской культуры, обогатив его новыми, живыми мотивами.

Шопен считается революционером в области фортепианной техники. Его работы значительно расширили возможности фортепиано как инструмента. Он ввёл новые структуры и формы в фортепианную музыку, такие как баллада и схерцо, которые до него не использовались в качестве серьёзных музыкальных форм. Лиричность его музыки часто ассоциируется с поэтичностью и изяществом, что делает его произведения похожими на музыкальные стихи.

Шопен глубоко любил свою родину, Польшу, что повлияло на творчество композитора. Он часто использовал гармоничные приёмы, характерные для польской народной музыки, такие как ритмы и мелодии мазурок и полонезов. Полонезы Шопена преисполнены чувством торжественности и гордости, будто рассказывая о польском национальный характер и настроениях.

Хотя Шопен писал музыку исключительно для фортепиано, его творческий диапазон включал разнообразие жанров: от этюдов и прелюдий до баллад, ноктюрнов, полонезов, мазурок и сонат. Его стиль повлиял на развитие импрессионизма в музыке, вдохновив таких мэтров фортепианной музыки, как Клод Дебюсси и Сергей Рахманинов.

В родной Польше имя Шопена прочно связано с национальной культурой и патриотизмом. Один из крупнейших аэропортов страны в Варшаве назван в честь Шопена. Университет, где учился будущий гений был переименован в честь великого выпускника. Один из самых престижных и известных в мире музыкальных конкурсов, проводимый каждые пять лет в Варшаве – Международный конкурс пианистов имени Фредерика Шопена, собирает мастеров фортепианной музыки со всего мира. В значимых для композитора местах в Варшаве установлены специальные скамейки с функцией воспроизведения музыки Шопена.

Читать еще

Шопен: Концерт № 2 фа минор для фортепиано с оркестром

 

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

25 февраля_ Кармина Бурана
6 марта Венский бал Штрауса
7 марта, трибьют АББА
8 марта, 15:00
8 марта, 19:00
9 марта Иоганн Штраус Гала
24 марта Шопен-Гала
30 марта_ Бессонов
Кармина Бурана 31 марта
3 апреля Гершвин-Миллер
4 апреля, Гранд Орган Гала
5 апреля, QUEEN
6 апреля Вагнер Гала
12 апреля, Три Тенор
14 апреля, Штраус
19 апреля La Diva
20 апреля, Гала Лауреатов
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
Пасхальный Гранд Орган Гала
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.