Голубой Дунай

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Иоганн Штраус: «На прекрасном голубом Дунае». История шедевра

«На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса: история шедевра

Введение

 «На прекрасном голубом Дунае» (нем. An der schönen blauen Donau) – один из самых известных вальсов Иоганна Штрауса-сына, ставший одним из символов Вены и австрийской культуры. Вальс обрёл настолько широкую популярность, что стал считаться неофициальным гимном Австрии. В этой статье мы расскажем об истории создания легендарного произведения.

  1. История создания

Изначально Йоганн Штраус-сын создал свой знаменитый вальс для Венского мужского хорового общества, основанного в 1844 году. Коллектив вступил в новую фазу развития в 1856 году под руководством хормейстера Иоганна Франца Хербека, который обогатил репертуар общества классическими произведениями, в частности, активно пропагандируя творчество Франца Шуберта.

Когда Хербек предложил Штраусу написать вальс для его хора, композитор сначала отнёсся к этой идее с некоторой осторожностью. Однако его интерес подогрела успешная хоровая аранжировка вальса «Елизавета», написанная его отцом Иоганном Штраусом-старшим, которую сделал Густав Альберт Лорцинг. После её успешного исполнения в театре «Ан дер Вин», Штраус согласился на эксперимент, предложив сначала создать музыкальное произведение, а затем добавить к нему текст.

Вдохновение для создания вальса, как предполагается, Штраус нашёл в стихотворении «На Дунае» из сборника «Тихие песни», написанного австрийским поэтом Карлом Исидором Беком. В частности, строки «На Дунае, на прекрасном голубом Дунае» (нем. (An der Donau, An der schönen, blauen Donau) стали ключевым мотивом для названия и тематики вальса.

Текст к уже готовой музыке вальса Штрауса был написан Йозефом Вайлем, поэтом и частым сотрудником Венского мужского хорового общества. Штраус работал над вальсом в собственной квартире на Пратерштрассе, 54, в венском районе Леопольдштадт, где композитор проживал с 1863 по 1870 год. Сейчас здесь находится музей Иоганна Штрауса, известный также как «дом Дунайского вальса».

Считается, что близость к реке Дунай и прогулки по набережной были одним из источников вдохновения при создании произведения. В тематический материал вальса вошли мотивы из его более ранних произведений, в том числе из вальса «Волны и водовороты».

апартаменты Штрауса

Квартира в Вене, где Штраус работал над вальсом. Сегодня это дом-музей

Когда Хербек ознакомился с произведением, он был восхищен его музыкальными качествами. Тем не менее, стихи Вайля, призванные сопровождать музыку, вызвали смешанные отзывы. Они оказались слишком злободневными для австрийского общества того времени, отражая социальные настроения в Австрии второй половины 1860-х годов.

Это было связано с поражением в битве при Садовой в 1866 году – ключевом сражении австро-прусской войны и последующим подписанием крайне невыгодного для Австро-Венгрии Парижского мирного договора. Например, в тексте встречались следующие пассажи – «очень плохи дела с финансами, но сейчас карнавал, и дайте нам заняться танцами», «Крестьянин почёсывается — времена тяжёлые», а «толстосум домовладелец очень огорчён: все квартиры стоят пустые».

  1. Премьера в Вене

Премьера вальса «На прекрасном голубом Дунае» прошла 15 февраля 1867 года в необычном месте – в венском бассейне Dianabad, который зимой превращался из крытого бассейна в концертный и бальный зал. Считается, что Штраус не присутствовал на премьере. Реакция венской публики и критиков на вальс была неоднозначной: от прохладного приёма до тёплых отзывов.

По одной из легенд, Штраус эмоционально выразил свое разочарование вальсом, но высоко оценил качество его коды, поэтому сразу же после премьеры появились многочисленные аранжировки. Через две недели после премьеры венский издатель Спина выпустил вокальную аранжировку вальса для фортепиано. 10 марта того же года в Фольксгартене была представлена оркестровая версия, исполненная оркестром Штрауса. В течение следующих трёх месяцев «Голубой Дунай» регулярно звучал как в хоровой версии Хербека, так и в оркестровой аранжировке.

  1. Успех в Европе

Несколько месяцев спустя, Штраус представил инструментальную версию «На прекрасном голубом Дунае» на Всемирной выставке в Париже, где вальс был встречен с восторгом. В честь визита Штрауса директор газеты Le Figaro устроил торжественный приём с участием известных французских литераторов и композиторов. В знак благодарности Штраус организовал ответный приём, на котором были исполнены его новая полька «Фигаро» (op. 320) и вальс «На прекрасном голубом Дунае». Выступление получило широкий резонанс, а вальс исполнили на бис по просьбе восторженной публики.

Событие имело важное значение для властей Австро-Венгрии, которые стремилось восстановить международный имидж после неудач в недавних войнах.

Штраус на пике карьеры

Фото Иоганна Штрауса на пике карьеры

Спустя несколько дней французский писатель Жюль Барбье представил свой текст к вальсу, который вместе с нотами был опубликован в приложении к Le Figaro. После такого внушительного успеха в Париже Штрауса ожидал триумфальный приём и в Лондоне.

Успех вальса способствовал публикации миллиона копий нот, что было значительно выше стандартного тиража изданий композитора, составлявшего обычно от 5000 до 10000 экземпляров. Популярность вальса сделало Штрауса одним из самых востребованных композиторов Европы, способного творить универсальную музыку, которая нравилась и интеллектуалам, и элите, и простым гражданам.

  1. Художественный стиль и культурное значение

Эдуард Ганслик, взыскательный австрийский критик, высоко оценил произведение Штрауса, в то время как Иоганнесу Брамсу – венскому композитору и поклоннику Штрауса вальс не понравился.

Ганслик отмечал, что вальс «не только пользуется беспримерной популярностью, но и стал символом всего прекрасного, милого и весёлого в Вене». По его словам, для австрийцев это была не просто сюита «красивых вальсов», а «подлинно патриотическая народная песня без слов», и даже «мирная Марсельеза», объединяющая австрийцев за границей.

Форма произведения, разработанная Штраусом, представляет собой венский вальс, состоящий из интродукции, пяти вальсов и яркой заключительной коды. Музыка «На прекрасном голубом Дунае» отличается плавным, волнующим ритмом, который передаёт ощущение движения и течения воды.

Мелодия характеризуется динамичным изменением настроений: от бодрящих и радостных мелодий до более задумчивых и мечтательных пассажей, что создаёт образ величественной и красивой реки, плавно протекающей через сердце Вены.

Первые аккорды «На прекрасном голубом Дунае»

«На прекрасном голубом Дунае» стал воплощением романтического идеала XIX века с его стремлением к красоте, элегантности и гармонии. Мелодия вальса использовалась в множестве фильмов и телешоу, часто добавляя сценам романтическую или ностальгическую атмосферу.

Одно из самых знаменитых звучаний в кино – фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», где вальс звучит в космических сценах, создавая контраст между классической музыкой и футуристическим сеттингом. Вальс по-прежнему популярен в репертуаре классических оркестров по всему миру. Ежегодно, 1 января, «На прекрасном голубом Дунае» исполняется на бис на Новогоднем концерте Венского филармонического оркестра, который проводится в Золотом зале здания Венского музыкального общества.

Доподлинно неизвестно, благодаря кому вальс «На прекрасном голубом Дунае» стал называться неофициальным гимном Австрии. Это продукт общественного сознания, сформировавшийся в сложные для Австро-Венгрии времена, подчеркивающие значимость композиции для страны. Вальс прошёл проверку временем, став культурным символом, неизменно ассоциирующимся с ушедшей эпохой классической Вены, доминирующей в европейской культуре в конце XIX века.

  1. TOPconcerts представляет: Вальсы Штрауса

Окунуться в атмосферу венского новогоднего бала, можно не выезжая за пределы Москвы, посетив серию наших праздников классической музыки, посвященных музыке Штрауса.

Технически сложные и изысканные произведения «Короля Вальса» будут исполнены в классических и оригинальных аранжировках в сопровождении оркестра, хора и солистов. Концерты включает в себя такие всемирно известные произведения, как «На прекрасном голубом Дунае», «Весёлые шутки», «Сказки Венского леса», отрывки из оперетт Штрауса «Цыганский барон» и «Летучая мышь», «Марш Радецкого», польки и марши, погружающие слушателя в атмосферу венского бала, где продолжает царить бессмертный вальс Штрауса. Вечера обещают стать незабываемым музыкальным путешествием, полным грации и красоты, которое перенесет слушателей в золотую эпоху венской музыкальной культуры.

Для наших подписчиков, мы предлагаем возможность приобрести билет со скидкой 20% и дешевле, чем в кассах концертных площадок. Подробная программа концертов и билет – по ссылке.

Если вам интересно узнать больше о непростой биографии «короля вальса» Иоганна Штрауса, советуем почитать статью в нашем блоге.

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >