- 28 ноября, 2023 год
История создания Симфонии № 5 Бетховена: тема судьбы
Введение
Пятая симфония Бетховена ворвалась в музыкальный мир словно молния, став не только символом эпохи, но и стойкости человеческого духа. Во время работы над произведением, композитор активно терял слух. Созданная в сложный период жизни автора, Симфония № 5 стала олицетворением человеческого духа, преодолением драматических ударов судьбы.
- История создания Симфонии № 5 Бетховена
Создание Пятой симфония, заняло у Бетховена три года, несмотря на сжатость формы и лаконичность изложения – гораздо больше, чем остальные произведения. Композитор работал над ней с 1804 по 1808 годы. В процессе создания Бетховен переключался на другие сочинения: оперу «Фиделио», струнные квартеты, написал Симфонию № 4 и Пасторальную симфонию, которая позже была названа Шестой.
Первое десятилетие XIX века стало самым продуктивным периодом в карьере композитора, вопреки преследующих его проблем: постепенно наступающая глухота, нестабильность социального статуса, жизнь за деньги меценатов, проблемы в личной жизни, невозможность достичь богатства друзей и знакомых. К тому же в 1805 году Вену оккупировала французская армия Наполеона, которым Бетховен ранее восхищался, приветствовав Французскую революцию. Из-за преследующей его депрессии, композитор брался за разные произведения и даже раздумывал о самоубийстве.
Пятую симфонию Бетховен посвятил своим меценатам — князю Лобковицу и графу Разумовскому. Её первое исполнение состоялось в венском театре 22 декабря 1808 года в рамках большого авторского концерта, где также звучала Пасторальная симфония. В то время симфония в фа мажор была обозначена как пятая, а симфония в до миноре — как шестая. Концерт прошёл неудачно: оркестр, неудовлетворенный предшествующей репетицией и конфликтом с Бетховеном, заставил композитора покинуть зал. Публика, замёрзшая в холодном зале, встретила новые произведения равнодушно.
- Музыка и концепция
«Я намерен встать выше всех невзгод. Но осуществимо ли это?» — такой вопрос задавал Бетховен сам себе в письме одному из своих знакомых. Ответом стала Пятая симфония, превратившись в духовный завет всему человечеству: «Не бойся. Верь. Иди вперед, и ты обязательно достигнешь цели!»
Несмотря на провальную премьеру, в следующие годы симфония обрела популярность и стала одним из самых значительных произведений, с которым ассоциируется наследие Бетховена. Именно в Симфонии № 5 бетховенская концепция триумфа через преодоление испытаний достигло своего апогея. Темы симфонии, запоминающиеся и краткие, врезаются в память слушателя.
Форма Пятой симфонии Людвига ван Бетховена представляет собой классическую четырёхчастную симфоническую структуру:
- Allegro con brio: Первая часть написана в сонатной форме, ключевая тональность — до минор. Это движение включает в себя один из самых знаменитых музыкальных мотивов в истории, часто описываемый как «судьба, стучащая в дверь».
- Andante con moto: Вторая часть представляет собой форму двойных вариаций, что необычно для медленных частей классических симфоний, и находится в тональности ля-бемоль мажор. Это дает более лирический и спокойный контраст первой энергичной части.
- Allegro: Третья часть, традиционное скерцо, выполнено в сложной трёхчастной форме с трио, также в тональности до минор. Scherzo. Allegro сохраняет драматическое напряжение первой части, предлагая слушателю моменты как натянутого ожидания, так и музыкальной развязки.
- Allegro: Четвертая заключительная часть возвращается к тональности до мажор и также написано в сонатной форме. Представляет собой триумфальное завершение всей симфонии, с энергичными темами и масштабной кодой, которая подчеркивает победное настроение всего произведения.
Финал симфонии судьбы врывается ослепительным светом сразу после окончания третьей части. В аккордах звучит торжество победы, подчеркнутое вводом новых для симфонического оркестра инструментов — тромбонов, контрафагота и пикколо. Энергия и дух музыки времён Французской революции оживают в героическом марше, отражая атмосферу праздника и триумфа. Говорят, что воины Наполеона, присутствовавшие на концерте, инстинктивно реагировали на эти звуки, вставая, чтобы отдать честь. Открытость и массовый характер финала подчеркиваются простыми, но мощными темами, исполняемыми полным составом оркестра. Судьбоносный мотив, который пронесся через всю симфонию, возвращается и здесь, но уже не как вестник бед, а как напоминание о пройденных испытаниях. Теперь он звучит менее мрачно, уступая место радостному празднованию победы, которую Бетховен возвеличивает в масштабной коде, завершающей симфонию.
Бетховен объединил структуру с помощью прочной связующей нити — знаменитого «мотива судьбы». Этот мотив выступает в роли ключевого элемента драмы, повторяясь в каждой из четырёх частей и действуя как основная идея, проводимая автором через всё произведение. Если бы в мире музыкальной композиции существовала система авторских прав, то Бетховен, несомненно, заслужил бы патент за использование лейтмотива — техники, которая легла в основу многих произведений XIX века.
Идея Пятой симфонии Бетховена — показать каждому человеку, что всё в его руках. Жизнь тяжела и несправедлива, но каждого борющегося за своё счастье ждёт счастливый финал.
Хотите узнать больше о биографии Бетховена? Читайте статью о жизни и сложном характере композитора в нашем блоге.