- 16 января, 2024 год
Карнеги-холл: история легендарного зала
Введение
Карнеги-холл — это не просто концертный зал, а живая легенда мировой культуры. Расположенный в сердце Нью-Йорка, он открыл свои двери в 1891 году и с тех пор стал символом музыкального искусства. Здесь проходили выступления величайших музыкантов, а его архитектура и акустика завораживают воображение. Тем не менее, на протяжении всей истории площадка испытывала финансовые трудности, и несколько раз находилась на грани закрытия. В статье мы расскажем о самых важных моментах истории площадки.
- Строительство и открытие
Идея создания Карнеги-Холла принадлежала Леопольду Дамрошу, дирижёру Общества ораториев в Нью-Йорке. Леопольд скончался в 1885 году, а его сын, Вальтер Йоханнес Дамрош продолжил реализацию мечты своего отца о новом музыкальном зале. Во время обучения в Германии, он знакомится с бизнесменом Эндрю Карнеги, входившим в совет Нью-Йоркского симфонического общества. Карнеги поначалу не был заинтересован в создании музыкального центра на Манхэттене, но в итоге согласился выделить 2 млн долларов.
В начале марта 1889 года Моррис Рено, директор Ораториума и Нью-Йоркского симфонического общества, приобрел девять участков вокруг юго-восточного угла Седьмой авеню и 57-й улицы. Для проектирования музыкального зала был нанят архитектор Уильям Татхилл. Изначальный замысел предполагал создание зала на 3000 мест. Компания музыкального зала была зарегистрирована 27 марта 1889 года. К июлю 1889 года компания Карнеги приобрела дополнительный участок земли с фасадом в 175 футов (53 метра) на 57-й улице. Жена Эндрю Карнеги, Луиза, заложила первый камень музыкального зала 13 мая 1890 года.
Официальное открытие «Мюзик-холла», как изначально назывался Карнеги-Холл состоялось 5 мая 1891 года с исполнением гимна «Old 100th», речью епископа Генри К. Поттера и концертом под управлением Петра Ильича Чайковского. Как позже вспоминал Чайковский, он был впечатлён «величественной аудиторией зала».
Во время выступления, смотря на толпы людей Уильям Татхилл покинул зал, чтобы свериться со своими чертежами. Он сомневался, что опоры выдержат всех присутствующих, но в итоге всё обошлось.
До 1898 года концертный зал сохранял первое название «Мюзик-холл», но в итоге был переименован в Карнеги-Холл в честь своего основателя и мецената.
- Карнеги-Холл в первой половине XX веке
Карнеги-Холл быстро завоевал славу главной концертной площадки Нью-Йорка. В ноябре 1892 года сюда переехало Филармоническое общество. В 1896 году Американская академия драматических искусств арендует подвальный зал площадки на следующие 54 года. В 1920 году в Карнеги-холле была проведена реновация, включая замену порт-кошера, ремонт офиса Филармонического общества и удаление лестниц, на что было потрачено около 70 000 долларов. К концу 1924 года Фонд Карнеги рассматривал возможность продажи зала частному застройщику из-за увеличивающегося финансового дефицита, который составлял 15 000 долларов в год. В феврале 1925 года вдова Карнеги продала зал застройщику Роберту Э. Саймону. В договоре купли-продажи было условие, что Карнеги-холл должен продолжать функционировать как концертное место как минимум в течение следующих пяти лет, или на его месте должно быть построено другое место для концертов.
Под управлением Саймона в Карнеги-холле был установлен новый орган, который был торжественно открыт в декабре 1929 года. После смерти Роберта Саймона в 1935 году президентом правления Карнеги-холла стал Мюррей Вайсман, а сын покойного владельца Роберт Э. Саймон-младший стал вице-президентом.
В 1930-е годы для площадки наступает золотой век концертов. На сцене Карнеги-холла давал концерты великий русский пианист и композитор Сергей Рахманинов. Одним из самых запоминающихся моментов стал концерт Джорджа Гершвина, который представил на сцене Карнеги-холла знаменитую «Рапсодию в синих тонах». Подробнее познакомиться с биографией Гершвина, можно в нашем блоге. В 1938 году концерт джазового кларнетиста Бенни Гудмена стал одним из важнейших моментов в истории становления джаза, после которого жанр получил признание как серьезная музыкальная форма. Афроамериканская певица Мариан Андерсон получила отказ выступить в вашингтонском Конститьюшн-холле из-за своего происхождения, её последующий концерт в Карнеги-холлом стал значимым моментом в борьбе афроамериканцев за свои гражданские права. В годы Второй Мировой войны Карнеги-холл продолжал функционировать – здесь проходили концерты, поддерживающие моральный дух общества.
- Угроза закрытия и спасение
В 1950-х годах изменения в музыкальной индустрии побудили Саймона продать Карнеги-холл. В апреле 1955 года Саймон вступил в переговоры с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, который бронировал большинство концертов в зале каждый год. Оркестр планировал переехать в Линкольн-центр, строительство которого на тот момент было на начальной стадии. Саймон уведомил филармонию, что он расторгнет аренду к 1959 году, если они не купят Карнеги-холл.
В середине 1955 года давний сотрудник Джон Тоттен организовал сбор средств, чтобы предотвратить снос концертной площадки. Тем временем, Академия драматических искусств покинула подвальный зал в 1954 году, и его временно сдали другим арендаторам. В июле 1956 года Саймон продал весь акционерный капитал Карнеги-холла юридическому владельцу зала, коммерческому застройщику, корпорации Гликман, за 5 миллионов долларов. После переезда филармонического оркестра в Линкольн-центр, появились планы снести Карнеги-холл и построить на его месте 44-этажный небоскрёб. Однако, Глинкман не смог найти 22 миллиона долларов на строительство, поэтому от планов пришлось отказаться.
Тем временем, Саймон всеми силами пытается сохранить Карнеги-холл, призвав на помощь своих друзей – артистов и музыкантов. Один из известнейших скрипачей Исаак Штерн обращается к своим друзьям из фонда Дж. М. Каплана. Затем по поручению мэра Нью-Йорка Роберта Вагнера-младшего создается рабочая группа по сохранению площадки. Был принят особый закон, позволяющий городскому правительству выкупить у Саймона участок за 5 миллионов долларов. Для управление площадкой была создана специальная некоммерческая организация, которая взяла Карнеги-холл в аренду у города. В течение 15 лет компания платила правительству Нью-Йорка 183 600 долларов наличными, проводив благотворительные концерты и образовательные программы. История спасения Карнеги-холла закончилась признанием площадки Национальным историческим памятником в 1962 году.
- Реновация и новые жанры
В мае 1962 года в Карнеги-холл появился кинотеатр, который открылся показом фильма «Белые ночи» Лукино Висконти, по мотивам повести Федора Достоевского. 1965 году Карнеги-холл получил концертный орган из Нидерландов, хотя сцену пришлось отремонтировать перед установкой. Установка органа несколько раз откладывалась, так как противники опасались, что изменения повредят акустике зала. Тем временем, к концу 1960-х годов Карнеги-холл стал прибыльным, ежегодно проводя около 350 концертов.
В это же десятилетие Карнеги-холл вносит жанровое разнообразие в репертуар. Помимо концертов классической музыки, площадка принимает рок-звезд. В 1961 году здесь выступает молодой Боб Дилан – будущая икона и один из самых влиятельных американских поэтов и музыкантов в истории. Концерт Джуди Гарленд в 1961 году, записанный и выпущенный как альбом «Judy at Carnegie Hall», считается одним из величайших живых выступлений в истории музыки и принес Гарланд Грэмми в категории «Альбом года». Именно Карнеги-холл выбирают The Beatles для выступления в Нью-Йорке в 1964 году во время своего первого американского турне. Концерт произвел фурор у местной публики.
В 1991 году Карнеги-холл отпраздновал своё столетие выступлениями Леонарда Бернстайна, Исаака Штерна, Мстислава Ростроповича, Эллы Фитцжеральд и Нью-Йоркского филармонического оркестра.
- Структура
Карнеги-холл состоит из трех основных залов – Главного, Занкель-холла и Концертного зала Вайля.
Главный зал (Зал Исаака Штерна)
Главный зал Карнеги-холла (Аудиториум Исаака Штерна/Сцена Перельмана) вмещает 2,804 места на пяти уровнях. Назван в честь скрипача Исаака Штерна в 1997 году в знак признания его усилий по спасению зала от сноса в 1960-х годах. Зал служил местом выступлений Нью-Йоркского филармонического оркестра с 1892 по 1962 год. Вход в зал расположен через лобби касс на 57-й улице возле Седьмой авеню.
Занкель-холл
Занкель-холл, расположенный со стороны Седьмой авеню, назван в честь Джуди и Артура Занкель, которые профинансировали его реновацию. Изначально называвшийся просто Концертный зал, он был первым открытым для публики залом в апреле 1891 года. Зал мог использоваться как для концертов, так и для банкетов, вмещая более 1000 человек. В 2003 году Занкель-холл был полностью перестроен и сейчас включает в себя 599 мест, распределённых на двух уровнях. Его сцена шириной 13 метров и глубиной 7,6 метра доступна для инвалидных колясок.
Концертный зал Вайля
Концертный зал Джоан и Сэнфорд И. Вайл, названный в честь бывшего председателя правления Карнеги-холла Сэнфорда И. Вайла и его жены Джоан, существует с момента открытия зала в 1891 году. Ранее известный как Камерный музыкальный зал, он был переименован в честь Вайлов в 1986 году и вновь открылся в январе 1987 года. Вайл Реситал Холл является самым маленьким из трёх концертных пространств в Карнеги-холле, вмещающим 268 мест. Зал отличается светлыми стенами, голубыми креслами и оснащён тремя люстрами, улучшающими акустику помещения.