Титульник

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Король инструментов – орган: история и устройство

Король инструментов – орган. История и устройство

Введение

Орган — это не просто музыкальный инструмент, а целый оркестр в одном корпусе. Сложно представить другой инструмент, который бы так же внушительно смотрелся и звучал в интерьерах соборов и концертных залов. От медитативных пьес до мощных, волнующих произведений — орган способен передать широкий спектр эмоций и звучаний.

 В этой статье мы погрузимся в историю органа, узнаем о его устройстве, разнообразии форм и типов. Также мы рассмотрим роль органа в мировой музыкальной культуре и особенности игры на этом уникальном инструменте.

  1. Предки органа

Античные тексты различных авторов, включая Пиндара, Меланиппида, Платона и Боэция, упоминают слово «ὄργανον» на древнегреческом и «organum» на латинском. В этих источниках оно обозначает музыкальный инструмент или «орудие».

В инструментах древнего мира можно найти несколько прообразов современного органа. Немецкий музыковед Гуго Риман считал родоначальником духового инструмента вавилонскую волынку, изобретенную около 2000 лет до нашей эры. В ней мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими язычки и несколько отверстий. Другим прародителем считается флейта Пана в Древней Греции. По легенде, Пан — бог природы, пастухов и скотоводства — сконструировал этот инструмент, соединив несколько тростников различной длины. Так он создал чарующую музыку, которой развлекал веселых нимф в пышных лесах и долинах. Игра на таком инструменте требовала значительных физических усилий и мощной дыхательной техники. В восточной культуре прародителем органа называли губной музыкальный инструмент шэн. Шэн сконструирован из чашеобразного корпуса, который изготавливается из дерева или меди (в древние времена использовалась тыква), с мундштуком на верхней части. В этот корпус вставлены трубки различной длины, сделанные из бамбука или тростника.

Флейта Пана

Флейта Пана – один из прародителей органа

Прямым предком современного органа считается «гидравлос» или «водяной орган», изобретённый древнегреческим механиком Ктесибием около III века до нашей эры. Основная идея гидравлиса заключалась в том, что воздух, подаваемый насосом или миниатюрной ветряной мельницей, направлялся в металлическую сферическую камеру, погруженную в воду. Под воздействием давления воздух выталкивал воду из этой камеры, заставляя уровень воды в окружающем сосуде подниматься, а избыточный воздух попадал в трубу, торчащую над водой. Между активациями насоса постоянное давление воздуха в металлической сфере поддерживалось благодаря воде во внешнем резервуаре. Гидравлис имел от 3 до 4 регистров, каждый из которых содержал от 7 до 18 труб диатонической настройки.

В римской версии, описанной Витрувием, поток воздуха к отдельным трубам регулировался клапанами в квадратной камере, закрываемой деревянной заслонкой. Каждая заслонка соответствовала клавише, на которую нажимал органист, тем самым выпуская воздух. Как и в современных органах, звуки создавались трубками различного размера, причем в римских моделях их количество достигало 19.

Водяной орган завоевал популярность в культурах Средиземноморья, особенно в Римской империи. Музыка «гидравлоса» сопровождала театральные представления, гладиаторские бои, торжества знатных людей, вступление высших чинов на государственные должности. Водяной орган был любимым инструментом императора Нерона, его изображения есть на монетах I-II века нашей эры.

Органы крупных размеров начали появляться в IV веке нашей эры на территории Византии, а затем распространились по всей Европе. Считается, что в католические литургические службы, орган ввёл римский папа Виталиан, живший в VII веке нашей эры. В 757 году византийский император Константин V Копроним подарил один из таких органов франкскому правителю Пипину Короткому. Впоследствии византийская императрица Ирина также подарила орган его сыну, Карлу Великому. В то время орган играл роль церемониального символа как в Византии, так и в Западной Европе, отражая императорскую власть. Серийное производство органов развилось на территории в Италии в IX веке.

  1. Развитие технологий 

В XIV веке началось повсеместное распространение органов на территории Европы. Некоторые модели были портативные, предназначенные для домашнего использования, чтобы владельцу было легко перевозить его. Первая задокументированная установка органа в немецком городе Хальберштадте датируется 1361 годом. Конструкция побудила средневекового французского композитора Гийома де Машо назвать его «королём инструментов» – это прозвище закрепилось за органом до наших дней. Орган Хальберштадта был первым инструментом, в трех мануалах и педалборде которого использовалась хроматическая раскладка клавиш, хотя клавиши были шире, чем на современных образцах. У него было двадцать мехов, которыми управляли десять человек, а давление ветра было настолько сильным, что игроку приходилось использовать всю силу руки, чтобы удерживать клавишу.

Старейшим образцом средневекового органа, сохранившую целостную механику считается орган 1370-х годов, установленный на острове Готланд в Швеции. В настоящее время он хранится в Национальном историческом музее Стокгольма. Самым старым действующим органом называют инструмент в базилике Валерской Богоматери в швейцарском Сьоне. Он установлен в 1435 году.

В эпоху Барокко производство органа вышло на новый технологический уровень. Производители органов создавали стопоры, имитирующие различные инструменты, такие как круммгорн и виола да гамба. Такие мастера как как Арп Шнитгер, Яспер Йохансен, Захариас Хильдебрандт и Готфрид Зильберман, создавали инструменты, которые сами по себе были художественными шедеврами, демонстрируя одновременно изысканное мастерство и прекрасный звук. Эти органы отличались хорошо сбалансированными механическими клавишами, что давало органисту точный контроль над трубной речью. Органы Шнитгера отличались особенно характерными язычковыми тембрами. Во Франции, как и в Италии, Испании и Португалии, органы в первую очередь предназначались для исполнения альтернативных куплетов, а не для сопровождения коллективного пения.

В период романтизма орган стал более симфоничным, способным создавать «крещендо» – постепенное усиление звука или увеличение громкости. Это стало возможным благодаря настройке регистров таким образом, что тембральные группы, которые исторически работали только отдельно, теперь могли использоваться вместе. Новые технологии и работа таких мастеров-органостроителей, как Эберхард Фридрих Валкер, Аристид Кавайе-Колль и Генри Уиллис, позволили строить крупные органы с большим количеством регистров, крупным разнообразием звучания, деления и тембров. Например, уже в 1808 году первый 32-футовый контр-бомбард был установлен в большом органе Нантского собора во Франции.

Орган фирмы Cavaillé-Coll


Орган фирмы Cavaillé-Coll кафедрального собора Нанси, первый во Франции с 32-футовой бомбардой. (Франция)

Желание создавать органы с более громким и величественным звучанием, потребовало настройки регистров на более высоком ветряном давлении, чем раньше. В результате, для преодоления ветряного давления и нажатия клавиш требовалась большая сила. Чтобы решить эту проблему, Кавайе-Колль настроил английский «рычаг Баркера» для помощи в управлении клавиатурой. По сути, это сервомеханизм, который использует давление воздуха из воздушного плена для усиления силы, прикладываемой пальцами исполнителя. Органостроители начали склоняться к спецификациям с меньшим количеством микстур и высокочастотных регистров. Они предпочли использовать больше 8-футовых и 16-футовых регистров. Эти практики создали более теплое, насыщенное звучание, нежели в XVIII веке. Органы начали строиться в концертных залах (например, орган во Дворце Трокадеро в Париже), а такие композиторы, как Камиль Сен-Санс и Густав Малер, использовали орган в своих оркестровых произведениях. Единственный в мире оригинальный орган мастера Кавайе-Колля, использующийся в выступлениях до сих пор, установлен в 1901 году в Большом Зале Московской консерватории.

Развитие пневматических и электропневматических клавиатурных механизмов в конце 19 века позволило размещать консоль органа независимо от труб, значительно расширяя возможности в дизайне. Также были разработаны электрические механизмы регистров, что позволило достигать сложных комбинированных действий во время игры. Начиная с начала XX века в Германии и Соединенных Штатах, мастера начали создавать инструменты, вдохновленные историей барочных органов. Они вернулись к  производству настройке с более низким ветряным давлением и более тонкими масштабами труб, а также разработке спецификаций с большим количеством микстурных регистров.

В конце XX века мастера органа начали включать цифровые компоненты в клавиатурные, регистровые и комбинированные действия. Некоторые трубчатые органы заменили цифровыми из-за низкой цены, меньшего размера и минимальных требований к обслуживанию.  Компания Allen Organsвпервые представила электронный орган в 1937 году, а в 1971 году создала первый цифровой орган, используя технологию CMOS, заимствованную у NASA, которая использовала звуки, записанные с настоящих труб, внедренные в память цифрового органа, таким образом фактически не используя настоящие трубы. В начале 1970-х годов компания Rodgers Instruments создала первый гибридный орган, электронный инструмент, который включает настоящие трубы.

Орган в США

Орган в Солт-Лейк-Сити (США), насчитывающий 11 000 труб

  1. Устройство органа
  1. Консоль (Игровой стол):
    • Клавиатуры: Орган может иметь от одной до семи (обычно две или три) горизонтальных клавиатур, называемых мануалами. Каждый мануал контролирует определенный набор труб.
    • Педальная клавиатура: Расположена у ног органиста и используется для игры басовых партий.
    • Регистры (Стопы): Рычаги или кнопки, с помощью которых органист выбирает различные звучания (тембры). Каждый регистр соответствует определенному набору труб или звуковому эффекту.
  2. Ветряная система:
    • Мехи и насосы: Обеспечивают поступление воздуха под необходимым давлением.
    • Ветряная грудь: Распределительная система, которая направляет воздух в нужные трубы.
  3. Трубы:
    • Лабиальные трубы: Звучат благодаря вибрации столба воздуха внутри трубы. Их звук зависит от длины, формы и материала трубы.
    • Язычковые трубы: Имеют металлический или пластиковый язычок, который вибрирует, создавая звук.
    • Трубы разных размеров и форм: Обуславливают широкий диапазон тембров.
  4. Трекерная система (механическое действие) или электропневматическое действие:
    • Связывает клавиши и педали с вентилями труб, позволяя контролировать, какие трубы звучат.
  5. Камертоны и регистрационные системы:
    • Используются для точной настройки органа и выбора комбинаций регистров.
  6. Корпус:
    • Структура, в которой размещаются все элементы органа. Может быть архитектурно интегрирован с зданием, в котором находится орган.
  7. Аксессуары:
    • Включают пневматические или электрические системы для помощи в управлении регистрами, а также могут включать MIDI-интерфейсы для цифровой интеграции.
Органная консоль

Типичная современная консоль органа, расположенного в кафедральном соборе святого Патрика, Дублин.

Органы могут сильно различаться по размеру, от небольших портативных до огромных, занимающих целые залы. Сложность их дизайна делает каждый орган уникальным, с отличительными характеристиками звука и функционала.

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >