Титульник

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Модест Мусоргский: сюита «Картинки с выставки»

Модест Мусоргский: сюита «Картинки с выставки»

Введение

 «Картинки с выставки» – это цикл фортепианных пьес, созданный русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881) в 1874 году. Сочинение состоит из 10 частей, каждая из которых музыкально иллюстрирует картины, выставленные на посмертной выставке художника и архитектора Виктора Гартмана – близкого друга Модеста Петровича. Вдохновение пришло к композитору, во время прогулки по экспозиции. «Картинки с выставки» насыщенны яркими музыкальными образами, навеяны выразительной театральностью. Рассказываем факты о создании произведения.

Модест Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский в 1870-х

  1. Знакомство Мусоргского и Гартмана

 Виктор Гартман (1834-1873) – русский архитектор, художник и сценограф. Гартман обучался в Императорской Академии художеств, а затем участвовал в жизни художественных кругов Санкт-Петербурга и Москвы. В 1870 году Гартман участвовал в оформлении Всероссиийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге, рассказывающей о промышленных и сельскохозяйственных достижениях Российской империи – от Варшавы до Сибири. За работу над Всероссийской промышленной выставкой Виктор Гартман получил звание академика

Гартман славился неуёмной фантазией, нежеланием следовать канонам и создавать привычные вещи. Большинство задумок Гартман так и не реализовал. Одним из наиболее известных проектов Гартмана – дизайн для Богатырских ворот в Киеве, который стал вдохновением для последней части «Картинок с выставки» Мусоргского.

Проект Богатырских ворот

Гартман представил проект в древнерусском стиле с элементами в виде богатырского шлема и украшением над воротами, напоминающем кокошник

Однако, в итоге конкурс отменили. Немалый след архитектор оставил в театральном искусстве, разрабатывая сценографии для спектаклей.

Творческий путь Гартмана перекликается с поиском авторского стиля самого Мусоргского, который из-за стремления к совершенству так и не закончил оперы «Саламбо» и «Хованщина». Гартман стремился интегрировать в архитектуру русские народные мотивы, объединить градостроительство и искусство. Мусоргский бросал вызов бытовавшей в академических музыкальных кругах моде на французскую и итальянскую оперу, делая акцент на русской культуру и народе.

Подробнее о биографии Модеста Мусоргского, его творческих замыслах и художественном стиле читайте в нашей статье.

Идеи Гартмана вызывали тёплый интерес у участников «Могучей кучки», в которой состоял Мусоргский. Знакомство Мусоргского и Гартмана произошло в 1870 году в доме поклонника архитектора – художника Владимира Стасова. Модест Петрович и Виктор Александрович быстро сошлись характерами, часто проводили время вместе, регулярно встречаясь для обсуждения искусства. Гартман скоропостижно скончался в 39 лет из-за осложнений после ангины – новость о смерти друга повергла в шок Мусоргского, потерявшего редкого соратника.

  1. Выставка памяти Виктора Гартмана

В знак уважения Владимир Стасов решил организовать выставку памяти Виктора Гартмана в Академии художеств Санкт-Петербурга. Экспозиция включала 400 работ архитектора, включая сценографии к опере Мусоргского «Борис Годунов», эскизы костюмов, наброски, сделанные в России и за границей, некоторые живописные полотна и архитектурные проекты.

Мусоргский решил создать музыкальное произведение, которое бы отразило впечатления от работ во время «прогулки» по выставке и одновременно сделать посвящение Гартману. Из экспозиции, Мусоргский выбрал рисунки Гартмана, созданные за границей, а также эскизы на русскую тематику.

  1. «Картинки с выставки»: содержание

Структура сюиты «Картинки с выставки» – это своеобразное музыкальное путешествие по экспозиции. Произведение состоит из 10 фортепианных пьес (картин), разделённых музыкальными променадами, которые играют роль связующего элемента между частями.

  • «Променад» – вводная часть, символизирующая прогулку зрителя по выставке. Мусоргский вложил в тему собственный образ. В каждой из интермедий мелодическая линия исполняется тяжеловесно, будто подражая тяжеловесной походке композитора.
  • «Гном» – музыкальное изображение гнома на кривых ножках. В основу темы лёг эскиз Гартмана, где изображён карлик с инструментом для колки орехов. Мусоргский использует резкие аккорды и необычные интервалы, чтобы передать карикатурный и зловещий образ. Центральная часть темы раскрывает характер гнома, который то будто останавливается для раздумий, то ищет место для отдыха. Гном так и не обретает умиротворения — центральная часть выливается в кульминацию (фортиссимо) с хроматически спадающей мелодией, которая трагично отражает его муки и безысходность.
  • «Старый замок» – в основу второй пьесы легла картина акварелью, нарисованная в Италии, где изображен старинный замок и трубадур. В теме звучит меланхоличная мелодия, создающая образ задумчивости и одиночества, символизируя душевные терзания несчастного трубадура. В центральной части возникает яркая вспышка надежды, которая сменяется повторным нахлынувшим чувством печали.
  • «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры» – на рисунке изображена аллея сада Тюильри в Париже. Тема резко контрастирует с предыдущими частями – яркая и лёгкая музыка передает атмосферу детской беззаботности и веселья.
  • «Быдло» – в переводе с польского «скот». Пьеса символизирует большую деревенскую польскую телегу, которая тяжело катиться по дороге. Мусоргский использует монотонные ритмы, имитирующие тягучее движение повозки.
  • «Балет невылупившихся птенцов» – пьеса вдохновлена весёлыми театральными эскизами Гартмана к балету Юрия Гербера «Трильби». Тема резко отличается от предшествующего «Быдла», представляя лёгкое и игривое скерцо, воплощая комичный образ неуклюжих птенцов.
  • «Самуэль Гольденберг и Шмуйле» – здесь за основу взяты два рисунка Гартмана, созданные в Польше – «Сандомирский еврей» и «Еврей в меховой шапке». В СССР пьесу называли «Два еврея, богатый и бедный». Тема символизирует музыкальный диалог между двумя евреями. Мусоргский создает контраст между горделивым и полным достоинства изложением Голденберга и более подвижной, беспокойной частью Шмуйле.
  • «Лимож. Рынок. Большая новость» – в этой части передается суета и шум рыночной площади. Музыкальная тема интенсивная, с диалогами и «разговорными» моментами между инструментами. Мелодия резко прерывается и переходит к следующей теме.
  • «Катакомбы. Римская гробница» – мрачная и резонансная часть. На картине Гартмана изображены сам архитектор, его коллега Василий Кенель и неизвестный проводник, который ведёт героев по катакомбам. Образ таинственного подземелья передан безжизненными унисонами, резкими и тихими звучаниями, подражающим эффекту эха. После «Катакомб» Мусоргский будто возвращается вместе с Гартманом на родину и переходит к русским темам.
  • Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) – Мусоргский увидел эскиз старинных бронзовых часов форме избушки Бабы-Яги. В результате родился зловещий мифологический образ из русских сказок. Используя напряженные диссонансы, композитор рисует яркую картину, подчеркивающую демоническую сущность Бабы-Яги, присутствие загадочного леса, полёта на метле и погони за безымянным героем русской сказки. Финал пьесы безостановочно ведёт к первому аккорду финальной части сюиты – «Богатырским воротам».
  • «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве.» – финальная пьеса венчает посвящение Гартману как архитектору и отсылает к его самому амбициозному проекту – киевским городским воротам. Тема наполнена атмосферой торжества. Сначала разливается мелодия в духе русской народной песни, после чего контрастирует с тихой и задумчивой второй темой, которая вызывает ассоциации с церковным хоралом. Завершает пьесу грандиозный финал с колокольным звоном и оперным размахом.
  1. В массовой культуре

 «Картинки с выставки» изначально написанные для фортепиано, после смерти Мусоргского вызвали большой интерес у композиторов, и впоследствии были оркестрованы в разных версиях. Лучше всех передал разнообразие настроений и тонкости оригинального произведения Мусорского французский композитор Морис Равель, который оркестровал «Картинки» в 1922 году по заказу Сергея Кусовицкого. Среди других известных аранжировщиков и композиторов, оркестровавших сюиту – Леопольд Стоковский, Генрих Якоби, Сергей Горчаков и Лео Фюнте.

Яркая образность сюиты сделала пьесы настоящей находкой режиссеров кино и мультфильмов. Различные эпизоды из «Картинок с выставки» звучат в советском фильме «Сорок первый» (1956), голливудских хитах «Древо жизни» (2011), «Звездные войны: Эпизод III – «Месть ситхов» (2005), «В поисках Немо» (2003), «Русалочка» (1992) и многих других.

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >