Московская консерватория им. П.И. Чайковского: история

Введение

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, часто называемая просто «Московской Консерваторией» – одно из самых престижных и старейших музыкальных учебных заведений в России. Она была основана в 1866 году по инициативе композитора и пианиста Николая Рубинштейна и была официально открыта 1 сентября 1866 года. Большой зал Консерватории регулярно принимает грандиозные концерты классической музыки.

    Первые шаги

 Первая идея об учреждении консерватории принадлежала Фридриху Шольцу в 1819 году – русскому композитору немецкого происхождения и капельмейстеру Большого Театра, однако, она не получила поддержку. Чуть позже в Москве стали набирать популярность музыкальные классы для подростков, идейным вдохновителем которых и одним из первых преподавателей стал композитор Николай Григорьевич Рубинштейн. Востребованность курсов укрепили идею Рубинштейна создать в городе учебное заведение по образцу Петербургской консерватории, открытой в 1862 году, которое могло привлекать в Москву талантливую молодежь из провинции.

Николай Рубинштейн – основатель консерватории

Идею открыть консерваторию поддержала московская пресса – в газетах была запущена общественная компания, описывающая пользу музыкального образования и структуру будущего заведения. В феврале 1866 года генерал–губернатор Москвы получил от председательницы РМО великой княгини Елены Павловны «рескрипт», которым Московскому отделению РМО разрешалось «учредить в Москве высшее музыкальное училище на основании Устава подобного же Училища в Санкт–Петербурге. Директором заведения был назначен Николай Рубинштейн, соучредителем – князь Николай Петрович Трубецкой.

На торжественном открытии консерватории присутствовала московская интеллигенция, музыканты и сочувствующие делу гости. Перед публикой выступил недавний выпускник Петербургской консерватории и новый профессор Московской консерватории Петр Ильич Чайковский, который произнёс речь о важности профессионального образования.

    Учебный процесс 

На первых этапах консерваторию финансировало Русское концертное общество за счёт доходов от выступлений, а также пожертвований частных лиц. Курс обучения сначала занимал 6 лет, а затем был увеличен до 9. Занятия начались с 2 сентября 1966 года. В первые годы уровень поступающих не требовал серьезной подготовки: некоторые студенты, которые учились в музыкальных классах Рубинштейна имели некоторую подготовку, все остальные начинали с курса музыкальной теории вне зависимости от опыта.

Принимали с 14 лет, достаточно было знать ноты, уметь считать, писать и читать. Первые наборы были платные. Курс элементарной теории был соединён с курсом сольфеджио, но впоследствии они были разделены. На третьем году учения проходилась гармония, после чего все ученики должны были ознакомиться с основами контрапункта.

Из-за недостатка студентов духовых классов, Николай Рубинштейн, желавший создать консерваторский оркестр, решил дать объявление в газете «Московские ведомости» о выделении десяти дополнительных стипендий – двух по специальности «пение» и 8 для духовых. От поступающих не требовалось никакой музыкальной подготовки. В результате активных откликов класс укомплектовался.

    Угроза закрытия 

Консерватория быстро столкнулась с нехваткой средств. Зависимость от подписок учеников вынуждало принимать не только будущих талантливых музыкантов, но и обеспеченную молодежь, например светских барышень, которые ради развлечения хотели поучиться в модном московском заведении. Чуть позже в консерватории ввели институт «вольных слушателей». Посетители могли посещать отдельные классы за плату, не поступая на полный курс обучения. Из-за роста числа учеников, консерватория переехала в новое здание – дом Воронцова на Большой Никитской улице, что также потребовало больших расходов.

В 1871 году дирекция Русского музыкального общества обратилась в Городскую думу Москвы с ходатайством о финансовой поддержке, указывая на то, что лишь консерватория не получает субсидии в виде какой-либо ощутимой суммы. В Москве поползли слухи о возможном закрытии заведения. Тогда Рубинштейн ставит цель по получении государственной субсидии и решает показать успехи учеников на высшем уровне. Постановку спектакля «Орфей» в 1872 году посетил царь вместе с наследником и в результате консерватория получила 5-летнию субсидию в размере 20 тысяч рублей ежегодно. Вопрос о закрытии больше не ставился.

    Преподаватели первого поколения

В первые годы деятельности в консерватории преподавали профессора: фортепиано — Н. Г. Рубинштейн, Ю. Веневский, К. Ф. Вильшау (адъюнкт), А Доор, К. Э. Вебер (адъюнкт), А. И. Дюбюк, А. К. Зандер (адъюнкт), К. Клиндворт (с 1868), Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер (адъюнкт), Л. Ф. Лангер (с 1869), Н. С. Зверев (занятия в младших фортепианных классах с 1870); сольное пение — А. Д. Александрова-Кочетова, Б. О. Вальзек, В. Н. Кашперов, А. Р. Осберг, Дж. Гальвани (с 1869); скрипка — Ф. Лауб, Л. Ф. Минкус, И. В. Гржимали (с 1869 — адъюнкт, с 1874 — профессор), Г. Шрадик (адъюнкт).

Другие инструменты: виолончель — Б. Косман, В. Фитценхаген (с 1870); контрабас — Г. Ф. Шпекин; флейта — Ф. Ф. Бюхнер; гобой — Э. Ф. Медер; кларнет — В. Гут; валторна — М. Бартольд, труба — Ф. Б. Рихтер, фагот — К. Ф. Эзер; история и теория церковного пения в России — Д. В. Разумовский; музыкально-теоретические предметы — К. К. Альбрехт, Н. А. Губерт, Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер, Г. А. Ларош, А. С. Размадзе; элементарная теория музыки и гармония — П. И. Чайковский (с 1870 — инструментовка и свободное сочинение).

Консерватория в 1901 году     

    Новое здание

Здание, арендованное для Московской консерватории, стало недостаточным в силу постоянного увеличения числа студентов. Летом 1877 года дом князя М. С. Воронцова на Никитской улице был окончательно приобретен Московским отделением Русского музыкального общества.

В течение пятнадцати лет  здание удовлетворяло потребности консерватории, но к концу этого периода места снова стало недостаточно, количество студентов значительно увеличилось (с 184 студентов в 1868-1869 учебном году до 430 в 1893-1894 году). Кроме того, возникла потребность в собственном концертном зале. Однако старое здание было задействовано как залог в Московском городском кредитном обществе, и было рассмотрено несколько предложений о покупке земельных участков для строительства нового здания в Москве.

27 ноября 1893 года было принято решение о строительстве нового здания консерватории на месте дома князя Воронцова по проекту академика архитектуры В. П. Загорского. В 1894 году, после переезда консерватории во временное арендованное помещение в доме князя Голицына на Волхонке, началась разборка старого здания, и 27 июня 1895 года состоялась торжественная церемония закладки нового здания консерватории.

К 1898 году консерватория уже начала проводить занятия в новых аудиториях, а 25 октября того же года был освящен и открыт Малый зал. Работы по обустройству и отделке Большого зала были завершены только к 1901 году, и 7 апреля 1901 года прошла торжественная церемония его открытия.

К знаменательной дате в консерватории был установлен орган легендарного французского мастера Аристида Кавайе-Коля, получивший приз на Парижской Всемирной выставке, который радует слушателей до сих пор. Это единственный в мире полностью оригинальный концертный орган Кавайе-Коля.

Орган Кавае-Коля

    Советский период

После Революции обучение в консерватории стало бесплатным. В 1932-1933 годах, в ответ на постоянное увеличение числа студентов, было решено провести надстройку трёхэтажного здания Московской Консерватории по проекту И. Е. Бондаренко. В 1983 году к консерватории было добавлено здание Синодального училища церковного пения (бывший Дом Колычевых), сооруженное в стиле классицизма в конце XVIII века неизвестным архитектором из школы М. Ф. Казакова. С 1925 года это здание размещало юридический факультет МГУ и впоследствии получило статус третьего учебного корпуса консерватории.

Во времена советской власти были предприняты меры для подготовки детей из рабочих и крестьянских семей к поступлению в Московскую Консерваторию. Были созданы Воскресная рабочая консерватория (1927-1933) и Музыкальный рабочий факультет (1929-1935). Для представителей союзных республик выделялись внеконкурсные места. В 1931-1932 годах было предпринято усилие по “пролетаризации” консерватории, включая переименование её в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона», но вскоре было восстановлено прежнее название и академический характер учреждения.

Затем, в 1935 году был создан Военно-дирижёрский факультет на базе Военно-капельмейстерской кафедры консерватории. На момент начала Второй мировой войны военный факультет обучал 30 студентов. В 2000-х годах факультет был переведён в подчинение Академии Генштаба ВС России, а затем в Военный университет Минобороны РФ.

7 мая 1940 года Московской Консерватории было присвоено имя П. И. Чайковского, и были учреждены стипендии имени П. И. Чайковского для одаренных студентов композиторского факультета. В 1954 году возле Большого зала консерватории был установлен памятник П. И. Чайковскому.

Композиторы на стенах

18 марта 1958 года в консерватории был запущен Первый Международный конкурс имени П. И. Чайковского. В годы проведения этого конкурса учебные программы консерватории укорачивались на месяц, чтобы обеспечить комфортную подготовку участников и членов жюри, перенося основную часть летней сессии с конца апреля до 5 июня.

Концерт к 100-летию Московской консерватории с участием Мстислава Ростроповича

     Именитые выпускники и студенты

За более чем 150-летниюю историю Московскую консерваторию закончили следующие именитые таланты и гении музыки:

  • Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1843) – выдающийся пианист и дирижёр, завоевавший славу в США.
  • Алексей Николаевич Скрябин (1872 – 1915) – виртуозный пианист, один из важнейших представителей русской музыкальной авангардной школы начала XXвека. Профессор Московской консерватории.
  • Святослав Теодорович Рихтер (1925-1997) – один из самых талантливых пианистов XX века. По иронии судьбы был исключен из консерватории, но позже восстановлен.
  • Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) – выдающийся советский композитор, у широкого слушателя известен своими работами над саундтреками к фильмам.
  • Мстислав Леопольдович Ростропович (1927-2007) – один из самых влиятельных музыкантов XX века, известный своим виртуозным исполнительством
  • Денис Леонидович Мацуев (р. 1975) – российский пианист-виртуоз и общественный деятель. Народный артист России.

 

      TOPconcerts представляет: грандиозные концерты в Большом зале консерватории

Национальное агентство Topconcerts –  портал в мир высокого искусства и незабываемых музыкальных впечатлений в самом сердце Москвы. Каждое мероприятие предлагает уникальное путешествие в мир искусства, сочетающее виртуозное исполнение от признанных мастеров и завораживающих 3D инсталляций. 
 
Афишу мероприятий ищите здесь.
 
Только для любимых зрителей –  на нашем сайте вы можете приобрести билеты на лучшие мероприятия классической музыки со скидкой 20% — значительно дешевле, чем в кассах концертных площадок.
 

Больше интересных фактов из мира классической музыки в нашем блоге

6 знаменитых выпускников Московской консерватории

Чайковский: Первый концерт для фортепиано с оркестром

Сергей Рахманинов: создатель уникального стиля

Записи в блоге

Ближайшие концерты

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >