Титульник Мейстерзингеры

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

«Нюрнбергские мейстерзингеры»: о чем рассказывает «комичная» опера Рихарда Вагнера

«Нюрнбергские мейстерзингеры»: о чем рассказывает «комичная» опера Рихарда Вагнера

Введение

Опера Рихарда Вагнера с труднопроизносимым названием по праву считается одной из самых сложных для постановки. Эта длинная, насыщенная текстом и требующая большого числа исполнителей опера, предполагает наличие сильного, сыгранного оркестра, многочисленного, но разнопланового хора, а также выдающихся солистов «вагнеровского» калибра с мощными, стойкими голосами, впечатляющей памятью и замечательными актёрскими способностями. Рассказываем об истории создания «комической» оперы немецкого гения, которая стала одной из вершин его творчества.

  1. История создания

«Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнер задумал еще в 1845 году, во время работы над оперой «Тангейзер». Вдохновившись старой немецкой литературой, Вагнер хотел написать одноактную комедию, которая должна была стать интермедией к «Тангейзеру», где в одной из кульминационных сцен проходил певческий турнир. Первый набросок с подробным описанием сюжета был сделан 16 июля 1845 года в Мариенбаде. По сравнению с окончательной редакцией этот вариант содержал небольшие сюжетные отличия, в нём была меньше развита историческая основа. Позже сюжет был заброшен на долгие 15 лет – Вагнер вернулся к нему уже после постановок своих признанных шедевров: «Золото Рейна» и «Тристана и Изольды». Работу над «Мейстерзингерами» Вагнер возобновил в 1866 году. Премьера оперы состоялась 21 июня 1868 года в Мюнхене.

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер (1813-1883)

  1. Краткое содержание

 Действие оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» разворачивается в средневековом Нюрнберге и рассказывает о местной гильдии мейстерзингеров, мастеров песнопения и поэзии. В опере состязание певцов-горожан и бюргеров – мейстерзингеров, противопоставляется аналогичному турниру в «Тангейзере», где соревновались рыцари-миннизингеры.

 Увертюра

 Первая тема увертюры представляет собой мотив мейстерзингеров, певческой гильдии XVI века из Нюрнберга. За ней следуют основные мотивы оперы: темы страстного желания, праздничного вознаграждения, любовного признания, братского искусства и иронической насмешки, каждая из которых обретает своё значение в контексте лейтмотивной структуры произведения. Вагнер демонстрирует исключительное мастерство, смешивая две, три, а иногда и четыре темы одновременно. Когда вступительная тема возвращается, она ведёт к мощной кульминации, после которой увертюра плавно переходит в первое действие оперы. В своей концертной аранжировке Вагнер превратил увертюру в самостоятельное, законченное произведение.

Первое действие

 Молодой рыцарь Вальтер фон Штольцинг влюбляется в Еву, дочь богатого мастера Погнера. Узнав, что Ева будет выдана замуж за победителя певческого конкурса, Вальтер решает участвовать в нем. Он знакомится с Гансом Заксом, башмачником и уважаемым мейстерзингером, который помогает ему понять правила гильдии.

Второе действие

 Вальтер участвует в конкурсе, но его нестандартный стиль пения приводит к тому, что он не проходит отбор. В то же время Закс, который также влюблен в Еву, начинает разрабатывать план, чтобы помочь Вальтеру выиграть конкурс.

Третье действие

 Закс помогает Вальтеру подготовить новую песню, соответствующую правилам мейстерзингеров. В финальном конкурсе Вальтер побеждает, исполнив свою новую песню, и получает руку Евы. Закс отказывается от предложения стать мейстерзингером, заявляя, что искусство должно развиваться и меняться.

  1. Источники вдохновения и о чем опера «Нюрнбергские мейстерзингеры»?

В процессе создания «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнер погрузился в поэтические и бытовые традиции средневекового Нюрнберга, изучая историческую хронику 1697 года. Ранее хроника вдохновила другого немецкого творца – создателя «Щелкунчика» Эрнста Теодора Гофмана написать новеллу «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья», с которой частично перекликается либретто «Мейстерзингеров». Один из главных героев оперы – Ганс Сакс (1494-1576), реальный персонаж, поэт эпохи Реформации, чьи стихи и пьесы издавались в Германии. После запрета на литературную деятельность Сакс был вынужден работать сапожником.  При этом Вагнер не первый, обратившийся к стихам Сакса – непосредственным предшественником «Мейстерзингеров» Вагнера стала опера А. Лорцинга «Ганс Сакс, или Мейстерзингеры» (1840).

Ганс Сакс

Ганс Сакс (5 ноября 1494 – 19 января 1576) был немецким мейстерзингером (мастером песнопения), поэтом и драматургом. Он родился и жил в Нюрнберге и является одним из самых известных представителей мейстерзингеров, гильдии немецких поэтов, композиторов и музыкантов, которые развивались в городах Германии в средние века.

Вагнер подарил героям оперы и собственные черты. Взгляды композитора на искусство звучат в стихах Ганса Сакса и другого героя – художника Вальтера Штольцинга. Через своих героях Вагнер размышляет о предназначении искусства, разрушении привычных границ, поиске новаторских подходов, разрушении консервативных установок. В качестве оппонента поэтическим героям противопоставляется консервативный Бекмессер – один из судей на певческом турнире. Ганс Сакс выступает с монологом, рассказывая о бедствиях и безумии окружающего мира.

При этом, в отличие от остальных «эпических» опер Вагнера, «Нюрнбергские мейстерзингеры» наполнены «легкими» нарративами, юмором, атмосферой торжества и веселья. Вагнер уходит от привычной скандинаво-германской мифологии, наполняя действие бытовыми сценами из жизни городского класса – бюргеров.

Мейстерзингеры в Мариинке

Постановка «Нюрнбергских мейстерзингеров» в Мариинском театре

При этом высмеивая охранителей старины и закостенелые мещанские привычки, Вагнер постепенно кристаллизирует свой основной замысел – подчеркнуть основополагающую роль страсти к искусству в формировании общественной культуры. Особое место в опере занимает воспевание народных ценностей. Композитор талантливо воссоздает уникальные традиции и образ жизни нюрнбергских ремесленников XVII-го века, подчеркивая их глубокую привязанность к национальному искусству, в котором отражены смелость, любовь к жизни и искренность. Вагнер выступает против искаженного понимания национальной идентичности, противоречащего истинному духу народа, а также против узколобости и буржуазности, подавляющих художественное воображение (здесь чувствуется обращение к современному Вагнеру обществу XIX века. В финале Ганс Сакс уравнивает искусство с нестареющими традициями народа, подчеркивая соединение всех поднимаемых в опере тем с единством и культурой германского общества. Главный нарратив оперы – развитие искусства должно быть смелым, но непременно отталкиваться от фундамента национальной культуры.

Полезные статьи

Если вам интересна тема творчества Рихарда Вагнера, в нашем блоге есть другие статьи о композиторе

Рихард Вагнер – великий реформатор оперы

«Полет валькирий» – история создания

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >