- 25 января, 2024 год
«Нюрнбергские мейстерзингеры»: о чем рассказывает «комичная» опера Рихарда Вагнера
Введение
Опера Рихарда Вагнера с труднопроизносимым названием по праву считается одной из самых сложных для постановки. Эта длинная, насыщенная текстом и требующая большого числа исполнителей опера, предполагает наличие сильного, сыгранного оркестра, многочисленного, но разнопланового хора, а также выдающихся солистов «вагнеровского» калибра с мощными, стойкими голосами, впечатляющей памятью и замечательными актёрскими способностями. Рассказываем об истории создания «комической» оперы немецкого гения, которая стала одной из вершин его творчества.
- История создания
«Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнер задумал еще в 1845 году, во время работы над оперой «Тангейзер». Вдохновившись старой немецкой литературой, Вагнер хотел написать одноактную комедию, которая должна была стать интермедией к «Тангейзеру», где в одной из кульминационных сцен проходил певческий турнир. Первый набросок с подробным описанием сюжета был сделан 16 июля 1845 года в Мариенбаде. По сравнению с окончательной редакцией этот вариант содержал небольшие сюжетные отличия, в нём была меньше развита историческая основа. Позже сюжет был заброшен на долгие 15 лет – Вагнер вернулся к нему уже после постановок своих признанных шедевров: «Золото Рейна» и «Тристана и Изольды». Работу над «Мейстерзингерами» Вагнер возобновил в 1866 году. Премьера оперы состоялась 21 июня 1868 года в Мюнхене.
- Краткое содержание
Действие оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» разворачивается в средневековом Нюрнберге и рассказывает о местной гильдии мейстерзингеров, мастеров песнопения и поэзии. В опере состязание певцов-горожан и бюргеров – мейстерзингеров, противопоставляется аналогичному турниру в «Тангейзере», где соревновались рыцари-миннизингеры.
Увертюра
Первая тема увертюры представляет собой мотив мейстерзингеров, певческой гильдии XVI века из Нюрнберга. За ней следуют основные мотивы оперы: темы страстного желания, праздничного вознаграждения, любовного признания, братского искусства и иронической насмешки, каждая из которых обретает своё значение в контексте лейтмотивной структуры произведения. Вагнер демонстрирует исключительное мастерство, смешивая две, три, а иногда и четыре темы одновременно. Когда вступительная тема возвращается, она ведёт к мощной кульминации, после которой увертюра плавно переходит в первое действие оперы. В своей концертной аранжировке Вагнер превратил увертюру в самостоятельное, законченное произведение.
Первое действие
Молодой рыцарь Вальтер фон Штольцинг влюбляется в Еву, дочь богатого мастера Погнера. Узнав, что Ева будет выдана замуж за победителя певческого конкурса, Вальтер решает участвовать в нем. Он знакомится с Гансом Заксом, башмачником и уважаемым мейстерзингером, который помогает ему понять правила гильдии.
Второе действие
Вальтер участвует в конкурсе, но его нестандартный стиль пения приводит к тому, что он не проходит отбор. В то же время Закс, который также влюблен в Еву, начинает разрабатывать план, чтобы помочь Вальтеру выиграть конкурс.
Третье действие
Закс помогает Вальтеру подготовить новую песню, соответствующую правилам мейстерзингеров. В финальном конкурсе Вальтер побеждает, исполнив свою новую песню, и получает руку Евы. Закс отказывается от предложения стать мейстерзингером, заявляя, что искусство должно развиваться и меняться.
- Источники вдохновения и о чем опера «Нюрнбергские мейстерзингеры»?
В процессе создания «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнер погрузился в поэтические и бытовые традиции средневекового Нюрнберга, изучая историческую хронику 1697 года. Ранее хроника вдохновила другого немецкого творца – создателя «Щелкунчика» Эрнста Теодора Гофмана написать новеллу «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья», с которой частично перекликается либретто «Мейстерзингеров». Один из главных героев оперы – Ганс Сакс (1494-1576), реальный персонаж, поэт эпохи Реформации, чьи стихи и пьесы издавались в Германии. После запрета на литературную деятельность Сакс был вынужден работать сапожником. При этом Вагнер не первый, обратившийся к стихам Сакса – непосредственным предшественником «Мейстерзингеров» Вагнера стала опера А. Лорцинга «Ганс Сакс, или Мейстерзингеры» (1840).
Вагнер подарил героям оперы и собственные черты. Взгляды композитора на искусство звучат в стихах Ганса Сакса и другого героя – художника Вальтера Штольцинга. Через своих героях Вагнер размышляет о предназначении искусства, разрушении привычных границ, поиске новаторских подходов, разрушении консервативных установок. В качестве оппонента поэтическим героям противопоставляется консервативный Бекмессер – один из судей на певческом турнире. Ганс Сакс выступает с монологом, рассказывая о бедствиях и безумии окружающего мира.
При этом, в отличие от остальных «эпических» опер Вагнера, «Нюрнбергские мейстерзингеры» наполнены «легкими» нарративами, юмором, атмосферой торжества и веселья. Вагнер уходит от привычной скандинаво-германской мифологии, наполняя действие бытовыми сценами из жизни городского класса – бюргеров.
При этом высмеивая охранителей старины и закостенелые мещанские привычки, Вагнер постепенно кристаллизирует свой основной замысел – подчеркнуть основополагающую роль страсти к искусству в формировании общественной культуры. Особое место в опере занимает воспевание народных ценностей. Композитор талантливо воссоздает уникальные традиции и образ жизни нюрнбергских ремесленников XVII-го века, подчеркивая их глубокую привязанность к национальному искусству, в котором отражены смелость, любовь к жизни и искренность. Вагнер выступает против искаженного понимания национальной идентичности, противоречащего истинному духу народа, а также против узколобости и буржуазности, подавляющих художественное воображение (здесь чувствуется обращение к современному Вагнеру обществу XIX века. В финале Ганс Сакс уравнивает искусство с нестареющими традициями народа, подчеркивая соединение всех поднимаемых в опере тем с единством и культурой германского общества. Главный нарратив оперы – развитие искусства должно быть смелым, но непременно отталкиваться от фундамента национальной культуры.
Полезные статьи
Если вам интересна тема творчества Рихарда Вагнера, в нашем блоге есть другие статьи о композиторе