Русский балет Титульное

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

От Анджолини до Дягилева: история русского балета

От Анджолини до Дягилева: история русского балета

Введение

Балет – это искусство, способное выразить глубокие эмоции и рассказатьзахватывающие истории при помощи гармонии движений и музыки. Русский балет, сего богатой историей, является одним из самых влиятельных и восхищаемых явленийв мировой культуре. Зародившись в эпоху Анны Иоановны, как часть стремления кевропеизации России, русский балет прошёл путь от зарождения в салонахаристократии до мирового признания, став символом творческого гения и культурнойглубины нации.

В этой статье мы погрузимся в путешествие по волнующей истории становления русского балета – от скромных начал до революционных новаторств «Русских сезонов”» Сергея Дягилева. Мы узнаем о выдающихся деятелях, таких как Мариус Петипа, Михаил Фокин, Анна Павлова и Вацлав Нижинский, чьи имена неразрывно связаны с золотой эпохой русского балета.

  1. Первопроходцы

 Французский танцовщик Жан-Батист Ланде дал клятву балетмейстера в родном Бордо и отправился покорять театральные подмостки и королевские дворы Европы. Прослужив учителем танцев при шведском дворе, Ланде получил должность руководителя Стокгольмского балета, слава о нём разлетелась по всей Европе. В начале 1730-х годов его приглашают в Россию работать личным преподавателем бальных танцев императрицы Анны Иоановны. Среди учениц Ланде была и будущая императрица Екатерина II. С 1734 года француз получает назначение возглавить труппу Шлехетского кадетского корпуса.

В 1737 году Ланде подает челобитную записку Анне Иоановне с просьбой создать постоянную труппу для крестьянских детей. Анна Иоанновна издала указ о создании «собственной Ея Императорского Величества танцевальной школы». Заведение стало второй в мире школой балета после французской Королевской академии танца, созданной при Людовике XIV в 1661 году.

Для школы выделили помещение в Старом Зимнем дворце, который впоследствии стал площадкой для Эрмитажного театра. Длительность курса установили в три года.  Первыми учениками стали 6 мальчиков и 6 девочек из семей дворцовых служащих.

Балетное училище

Сегодня старейшее училище носит название Академия русского балета имени А. Я. Вагановой

Однако, подлинно русский балет связывают с именем итальянца Гаспаро Анджолини (1746–1803). Он приехал в Россию в 1771 году и стал одним из первых хореографов и учителей балета при Русском Императорском театре. Анджолини внес значительный вклад в развитие русской балетной традиции, первым использовав в своих постановках элементы русской народной культуры, народных песен и танцев.

Во время своего пребывания в России, Анджолини создал ряд спектаклей, отражающих величие императорского двора. Он представил балет «Побеждённое предрассуждение» в честь успешной вакцинации Екатерины II и её сына Павла Петровича против оспы, однако этот спектакль не получил высокой оценки со стороны императрицы. Анджолини также создал другие произведения, включая «Новые аргонавты» и «Торжествующая Россия», которые были посвящены военным триумфам империи.

  1. Шарль Дидло

Первым крупным реформатором, который вывел русский балет на новый уровень стал французский танцовщик Шарль Дидло (1767—1837). В начале своей карьеры Дидло выступал в европейских театрах, в том числе в Парижской Опере. В 1801 году директор императорских театров Николай Борисович Юсупов пригласил Дидло возглавить труппу Российский императорских театров. Дебют француза как постановщика состоялся в 1802 году на сцене Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге с балетом «Аполлон и Дафна». После серии последующих успешных постановок, таких как «Фавн и Гамадриада», «Амур и Психея» и других, вдова Павла IМария Федоровна пригласила Дидло руководить придворными торжественными мероприятиями.

Шарль Дидло

Шарль Дидло (1767—1837)

Завоевав фавор, Дидло получил широкие полномочия в дирекции Императорских театров, что позволило ему реализовать свои задумки и провести широкую реформу в театре. Он упразднил традиционные и обязательные в то время наряды танцовщиков, такие как парики, шиньоны, кафтаны и башмаки с пряжками, заменив их на легкие трико туники, что позволило танцорам значительно улучшить технику. В постановках он начал использовать групповые «полеты» танцоров.

В 1804 году Дидло возглавил Петербургскую театральную школу. Его техники и программы стали основой русской педагогической балетной традиции, на которую опирались последователи. В 1811 перед началом войны с Наполеоном, Дидло был уволен и покинул Россию, некоторое время работал в Лондоне, однако, в 1816 году вернулся в Петербург к своему детищу и ученикам. В столице француз продолжил преподавать и делать постановки, однако, вновь попал в опалу. В 1832 году, к открытию Александринского театра, был запланирован балет К. А. Кавоса «Сююмбика, или Покорение Казанского ханства» в постановке Шарля Дидло. Из-за конфликта француза с директором императорских театров князем С. С. Гагариным, балет был заменен. Наиболее распространенная причина увольнения – записка, направленная Дидло в дирекцию с просьбой улучшить материальное и правовое положение танцоров балета. После восстания декабристов, бюрократия резко реагировала на любое инакомыслие и своеволие, поэтому главного реформатора русского балета попросили уйти со сцены навсегда. Период классицизма, ассоциирующийся с Дидло уступил место набирающему обороты романтизму.

  1. Период романтизма в русском балете

 В XIX веке происходит активное формирование русской балетной школы, которая позднее получит мировое признание. Преподавание и тренировки становятся более систематизированными, а воспитание молодых танцовщиков –целенаправленным. К середине века русский балет начинает отходить от классицизма в сторону романтизма, что отражалось в выборе сюжетов, музыкального сопровождения и визуального оформления спектаклей. Вторая половина XIX века ознаменовалась появлением балетов, основанных на русской народной тематике и литературе, что способствовало формированию национальной идентичности русского балета.

Одним из самых влиятельных хореографом того времени в русском балете стал француз Мариус Петипа (1818-1910). Приехав в Россию в 1847 году, Петипа совершенствовал и развивал классическую балетную технику, придавая ей уникальный, более сложный и изысканный характер. Он укрепил основы классического танца, которые до сих пор используются в балетной хореографии. Его новаторские техники включали объединение танца, музыки и драматургии в цельные и впечатляющие спектакли. Петипа расширил использование ансамблевых и групповых сцен в балете. Хотя Петипа был французом по происхождению, он делал акцент на формирование уникального «русского почерка» в балете, сочетающего классическую европейскую технику с русской душевностью и эмоциональностью. 

Marius Petipa

В России Петиту называли не иначе как Мариус Иваныч

За свою плодотворную карьеру в России, Петипа поставил хореографию к более чем 40 балетам и операм. Среди наиболее известных работ, поднявших русский балет на мировой уровень – «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», созданные в соавторстве с Петром Ильичом Чайковским. К «Щелкунчику» Петипа написал либретто, а над хореографией работал соавторстве с другим выдающимся гением русского балета – Львом Ивановым (1834-1901). В «Щелкунчике» Петипа впервые использовал детские танцы, а также собрал воедино русские народные танцы, вальсы и польки. В «Спящей красавице» Петипа интегрировал хореографию в сюжет, превратив танец в один из инструментов развития истории. В «Лебедином озере» Петипа и Лев Иванов создали сложные ансамблевые сцены с использованием корпуса балета, особенно в знаменитых сценах озера, где балерины, изображающие лебедей, двигаются синхронно, создавая впечатление единого целого.

Несмотря на карьеру в России, Петипа продолжал работать в Европе. Он поставил танцевальные номера к операм «Аида» Джузеппе Верди, «Кармен» Жоржа Бизе, «Манон» Жюля Массне, готовил итальянскую труппу к гастролям «Тангейзера» Рихарда Вагнера в Италии. Находясь в Европе, Петипа продолжал популяризировать русский балет за границей, организовывая гастроли русских балетных трупп, в том числе московского Большого театра и Мариинского театра.

Всемирно известные балеты Чайковского невозможно представить без вклада балетмейстера Льва Иванова, ученика Петипы. Лев Иванович Иванов родился в 1834 году. Он получил образование в Императорском театральном училище в Санкт-Петербурге, где его учителем преподавателем и был Мариус Иванович. Большая часть карьеры Иванова была связана с Мариинским театром, Иванов сыграл ключевую роль в создании второй (и наиболее известной) версии «Лебединого озера» Петра Чайковского. Хотя первоначальный балет был поставлен Юлиусом Райзингером, именно Иванов создал знаменитые хореографии для сцен на озере во 2 и 4 действиях, которые стали символом балетного искусства. Иванов внес неоценимый вклад в формирование русского стиля в танце, поставив «Половецкие пляски» для оперы Бородина «Князь Игорь», «Танец снежных хлопьев» в «Щелкунчике» и знаменитые сцены на озере «Лебедином озере» совместно со своим учителем.

  1. «Русские сезоны» Дягилева. Успех за границей

Значительному росту популярности русской культуры, в частности балета за рубежом, стали «Русские сезоны» – серия театральных представлений, организованных знаменитым русским импресарио Сергеем Дягилевым. «Русские сезоны» берут начало в 1906 году, когда Дягилев организовывает выставку русских художников в Париже. Первый музыкальный «русский сезон» прошёл весной в 1908 года, главной премьерой которого стала опера «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным в главной роли.

Русский балет Дягилева

Деньги на гастроли выделялись напрямую из императорской казны с целью повышения престижа страны в Европе

Первые балетные гастроли, организованные Дягилевым, прошли в 1911 году и вплоть до смерти импресарио антерприза выступала под названием «Русский балет Дягилева». В регулярную программу входили балеты «Жар-птица» и «Петрушка» Игоря Стравинского. Первая была поставлена по мотивам русских народных сказок, рассказывала о волшебной Жар-птице, одновременно источнике счастья и предвестнице беды. В сюжете задействованы классические русские персонажи – Иван-царевич, царевна и Кощей. Также программа включала всемирно известные балеты «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Шехерезада» Римского-Корсакова. На гастроли отправлялись ведущие российские танцоры эпохи – Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, который занимался постановкой хореографии. В художественном оформлении гастролей участвовали передовые художники того времени – участники движения «Мир искусства»: Николай Рерих, Лев Бакст, Александр Бенуа и другие.

Дягилев не боялся экспериментировать, уходя от доминирующей в балетах того времени стилистики неоромантизма и импрессионизма к смелому авангарду. Одним из самых скандальных моментов за время гастролей «Русского балета Дягилева» стала премьера новаторской постановки балета «Весна священная» композитора Игоря Стравинского и хореографа Вацлава Нижинского 29 мая 1913 года в парижском Театре де Шамп Элизе. Музыка Стравинского была радикально новой и отличалась сложной ритмикой и диссонансами, что было неожиданным и шокирующим для современной публики. Некоторые слушатели считали её шумной и непонятной. Хореография Вацлава Нижинского также была революционной. Она отходила от традиционной грациозности балета, представляя примитивные, резкие движения и непривычную позировку тела танцоров. Это вызвало недоумение и возмущение среди зрителей, привыкших к более классическим формам. Эпатировал публику и сюжет, основанный на языческой легенде о жертвоприношении девушки весенним богам для обеспечения плодородия земли. Тема жертвоприношения и языческие ритуалы были восприняты как вызывающие для театральной постановки. На премьере зрители бурно реагировали с первых нот – в зале поднялись свист и крики. Скандал поднял множество споров в творческой среде, чуть позже балет признали новаторским шедевром и отправной точкой в развитии модернизма в музыке.

Портрет Дягилева

Портрет Сергея Дягилева кисти Льва Бакста

«Русские сезоны Дягилева» пошли на спад сначала из-за Первой мировой войны, Революции, отсутствия финансирования и характера импресарио, который перессорился со своим главным хореографом Нижинским. В 1920-х годах русских танцоров в постановках заменили иностранцы, а сами постановки не имели коммерческого успеха.

  1. Эмиграция

 После Революции большинство звезд русского балета оказались в эмиграции, многие из них продолжили свою карьеру за границей. Великий балетмейстер и постановщик Дягилева Михаил Фокин (1880-1942), создавший хореографию для балетов «Жар-птица», «Петрушка», и «Шехеразада» еще при работе в России прославился своими нововведениями, отказавшись от традиционного танца «на носках» в пользу более естественных и выразительных движений. В 1921 году Фокин открывает первую балетную школу в США и организует собственную труппу. Сын Фокина Виталий и внучка Изабелла продолжили дело отца – первый стал преподавать классический танец в Нью-Йорке, Изабелла стала танцовщицей в балете Питтсбурга.

Балетная прима Ида Рубинштейн (1883-1960) организовала собственную труппу в Париже. Именно для неё великий Морис Равель написал свое знаменитое «Болеро», ставшее одним из самых популярных концертных произведений в истории.

Анна Павлова

Анна Павлова – эталон балетной примы начала XX века

Одна из самых знаменитых балерин начала XX века Анна Павлова (1881-1931) переехала в Великобританию еще в 1912 году, где основала свою балетную труппу с целью развивать собственный репертуар. Вместе с труппой Павлова успешно гастролировала по Европе, Америке, Азии и Австралии, покоряя зрителей во всех уголках земли. Павлова оставила после себя наследие величайшей балерины, её имя и сегодня ассоциируется с вершинами балетного искусства.

Успех балетмейстеров в эмиграции прочно закрепил славу русского балета, как эталона качества и образца танцевального искусства, который продолжает оставаться востребованным по сей день.

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >