- 9 февраля, 2024 год
Петр Чайковский: торжественная увертюра «1812»
Введение
Увертюра «1812», полное название —торжественная увертюра «1812 год», соч. 49 – одно из самых известных произведений Петра Ильича Чайковского. Произведение было написано в 1880 году и посвящена памяти победы русского народа в Отечественной войне 1812 года против наполеоновской армии.
История создания
В 1882 году Москва готовилась к проведению Всероссийской художественно-промышленной выставки. В связи с этим событием, основатель Московской консерватории и близкий друг Петра Ильича Чайковского Николай Рубинштейн предложил композитору создать произведение на одну из тем: открытие выставки, церемонию освящения Храма Христа Спасителя или празднование 25-летия коронации Александра II. Композитор изначально склонялся к отказу, так как не любил сочинять музыку к официальным мероприятиям.
Ни одна из предложенных тем Чайковскому не понравилась, поэтому композитор решил обратиться к событиям 1812 года. В год проведения выставки, страна праздновала 70-летний юбилей победы над Наполеоном. Чайковский увлекся историей о самонадеянности французского императора, героической победы русского войска, торжестве победы, образы которой он решил объединить в героическую увертюру, передающей дух патриотизма.

Работа шла тяжело – был не уверен в успехе увертюры, считал её слишком шумной и лишенной художественных достоинств.
Сочинение увертюры Чайковский завершил в ноябре 1880 года и вскоре опубликовал её как опус 49. Премьера состоялась 8 августа 1882 года во время выставки под управлением дирижёра Ипполита Альтани на концерте московского филиала Русского музыкального общества. Вопреки опасениям Чайковского, увертюра «1812» была тепло принята публикой, поэтому композитор стал включать её в программу своих концертов, в том числе европейских. В 1885 году, «1812» была исполнена под руководством Милия Балакирева в Смоленске на церемонии по случаю открытия памятника Глинке. С тех пор она стала одним из самых любимых и часто исполняемых произведений композитора, символом патриотического духа и торжества. Увертюра «1812 год» исполняется на различных концертах и праздничных мероприятиях по всему миру, часто сопровождаясь фейерверками и залпами настоящих пушек, что делает ее исполнение особенно захватывающим.
Музыка
Торжественная увертюра «1812» написана для большого симфонического оркестра, дополнено ударными инструментами, массивными колоколами и оперным большим барабаном для имитации звука пушечных выстрелов, а также элементами военного оркестра. Произведение предназначено для исполнения на открытом воздухе, либо в больших концертных залах.
Чайковский не подготовил подробного описания к увертюре, однако, её выразительные образы говорят сами за себя. Произведение открывается с медленного ввода, представляющего хоровую версию молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя». В развитии сонатной формы аллегро представлены множественные темы, включая основные и второстепенные, которые контрастируют друг с другом, а также мелодии, символизирующие противоборствующие силы: русскую песню «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельезу», играющие ключевую роль в развитии и повторении тем.
Тема расширяется за счет привлечения дополнительных инструментов, создавая образы хаоса и беспокойства, которые ведут к новому сильному звучанию всех инструментов и решительному маршевому движению басовых партий (фаготов и нижних струнных). Военные фанфары и короткие, энергичные мотивы струнных изображают мобилизацию сил к обороне. Две нарастающие волны усиления приводят к появлению мотивов «Марсельезы» — символа наполеоновской армии. «Марсельеза», ассоциирующаяся с идеалами свободы, в увертюре приобретает зловещий оттенок, подчёркивая изменение восприятия французской культуры в контексте войны. Противостоящий ей образ России — это широкая мелодия струнных в духе народной песни, которую сменяет чисто народный мотив «У ворот, ворот батюшкиных», исполняемый английским рожком и флейтой. Интенсивность вводит коллизию русской и французской темы, в финале которой русская тема побеждает «Марсельезу».
Финал увертюры символизирует атмосферу торжества русского народа – усиленный звук военного оркестра, звон колоколов и удары большого барабана, имитирующего пушечные выстрелы. В завершение, после возвращения к молитве (первой теме вступления), размашисто звучит российский гимн «Боже, Царя храни».
В мировой культуре
Торжественная увертюра стала одним из самых узнаваемых произведений классической музыки, неразрывно связанных с духом патриотизма. «1812» часто исполняется во время национальных праздников. Исполнение увертюры – завершает празднование Дня независимости 4 июля, где её мощное звучание с пушечными выстрелами и колокольным звоном эффектно дополняет фейерверки. Произведение стала символом торжества и национальной гордости в Штатах, несмотря на её первоначальный символ российской победы над Наполеоном.
К увертюре «1812» часто обращаются кинематографисты – произведение звучит в таких фильмах как «V- значит вендетта», «Общество мёртвых поэтов» и даже в мультсериале «Симпсоны».
Полезные ссылки