- 8 марта, 2024 год
Петр Чайковский: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Введение
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» – значимое и личное произведение Петра Ильича Чайковского. Увертюра написана в 1869 году и пережила три редакции, последняя из которых увидела свет в 1880 году. Чайковский создавал «Ромео и Джульетту» под менторством Милия Балакирева, которые вносил в партитуру множество правок. Увертюра стала символом стремления к совершенству и творческого поиска великого русского композитора. Рассказываем о создании шедевра, его структуре и художественном стиле.
История создания
Идея написания увертюры возникла у Чайковского в 1869 году с подачи Милия Балакирева (1837-1910), основателя и главы кружка «Могучая кучка». Балакирев предложил Чайковскому написать произведение на тему знаменитой шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Петр Ильич с энтузиазмом принял идею, так как очень любил пьесу английского драматурга.
Молодой композитор относился к опытному Балакиреву, как к мастеру и ценил его мнение. Милий Алексеевич в переписке давал Чайковскому советы по созданию композиции, тематическому материалу и тональной структуре. Петр Ильич, известный чувствительной натурой, волнительно воспринимал правки и с нетерпением ожидал реакцию старшего коллеги. Согласно письмам, Чайковский был так взволнован очередным шквалом критики, что грозился бросить написание произведения, если Милий Петрович не одобрит его очередную партитуру. Если Балакирев принимал фрагменты, Чайковский с облегчением рассыпался в благодарностях.
Петр Ильич закончил первую редакцию увертюры «Ромео и Джульетта» в том же 1869 году. Премьера состоялась 4 марта 1870 года на концерте Российского музыкального общества, дирижировал оркестром друг и соратник Чайковского Николай Рубинштейн. Первая редакция получила смешанные отзывы публики и критики, в том числе не понравилась Балакиреву. Не удовлетворился результатом и Чайковский, который принял правки от старшего товарища и решил переработать произведение.
Вторая и третья редакция
Чайковский переписал вступление с нуля, модифицировал части репризы и финала, провел обширную переоркестровку, добавив в композицию партию арфы, которая ранее отсутствовала. Премьера второй редакции состоялась 12 октября 1870 года в Москве также при дирижировании Рубинштейна. Чайковский учёл замечания Балакирева, однако, тот все равно был недоволен – ему не понравился тема вступления главная партия. Милий Петрович предложил дальше работать над увертюрой. Несмотря на то, что вторая версия была принята теплее и неоднократно исполнялась, Чайковский решил продолжить работу над совершенствованием увертюры.
В третьей редакции композитор тонко переоркестровал произведение, стремясь к большей выразительности и красочности звучания. Чайковский сделал акцент на духовых и струнных инструментах, используя арфу для создания тонких и нюансированных текстур. Композитор пересмотрел структуру увертюры, улучшая логику развития и переходов между темами, внес изменения в мелодический материал и гармонию. В третьей редакции были тщательно проработаны динамические оттенки и темповые нюансы. Чайковский настаивал, чтобы издательство обязательно напечатало посвящение Балакиреву – композитор регулярно упоминал, что благодаря настойчивости Милия Петровича увертюра достигла совершенства.
Для Чайковского «Ромео и Джульетта» стала одним из самых любимых произведений. Он неоднократно лично дирижировал исполнением увертюры, дважды во время зарубежных гастролей в 1881-1882 годах в Праге и Берлине. В 1884 году «Ромео и Джульетта» получила премию им. Глинки как лучшее оркестровое произведение.
Структура и художественный стиль
«Ромео и Джульетта» – это не увертюра в классическом понимании, а скорее вольная фантазия, не привязанная к конкретному оперному произведению. Музыкальная тема следует одноименной трагедии Уильяма Шекспира и исследует нарративы и эмоции пьесы: любовь Ромео и Джульетты, вражду между семьями Монтекки и Капулетти и трагический конец любовной истории. Чайковский в 18 минутах и 47 секундах уместил настроение и драматургию шекспировской трагедии.
Структура
Введение (Adante)
Хорал медленного вступления с участием кларнетов и фаготов рисует мир, в котором разворачивается действие трагедии. Это на первый взгляд спокойная, но холодная Верона, где в любой момент готов вспыхнуть конфликт. По совету Балакирева, вступление рисует образ патера Лоренцо.
Тема вражды (Allegro)
Композиция постепенно ускоряется, вспыхивает огонь вражды между Монтекки и Капулетти. Слышится звон тарелок, символизирующий удары шпаг, входят струнные инструменты. Складывается образ жестокой битвы.
Тема любви (Andante)
Звуки вражды постепенно стихают, сменяясь нежными аккордами струнных басов, английского рожка и альты, рисующих картину яркой любви и молодости. Ромео и Джульетта поглощены друг другом и купаются в ласковых и мечтательных мелодиях счастья.
Заключение (Adagio)
Всепоглощающая любовь Ромео и Джульетты сталкивается с жестокой реальностью. Атмосфера становится напряженной. Попеременно звучат фрагменты трех предыдущих тем – спокойный хорал становится суровым, подавляя мечтательную тему любви. В финале отголоски темы любви звучат приглушенно и искаженно, символизируя траурное шествие на похоронах Ромео и Джульетты.