- 7 января, 2024 год
Рихард Вагнер: «Полет валькирий»
Введение
«Полет валькирий» Рихарда Вагнера хотя бы раз слышали даже те, кто незнаком с операми немецкого композитора. Мощное и ритмичное звучание флейт, гобоя, тромбона, труб, литавров и валторн никого не оставляет равнодушным, создавая незабываемую эпическую атмосферу. В статье мы расскажем, частью какой оперы является фрагмент «Полёт валькирий», как композиция стала отдельным произведением и с какими трудностями столкнулся Вагнер при постановке.
- Замысел и история создания
Цикл из четырёх опер «Кольцо Нибелунга» стал делом всей жизни Вагнера – над театралогией композитор работал 26 лет. В основу цикла легла германская мифология, исландские саги и средневековая поэма «Песнь о Нибелунгах». Следуя собственной концепции «тотального произведения искусства», где автор отвечает за все аспекты музыки и постановки, композитор самостоятельно написал либретто и ревностно относился к тому, чтобы зритель увидел «Кольцо Нибелунга» целиком. «Полет валькирий» – вступление к третьей части второй оперы театралогии – «Валькирия». Над музыкой «Валькирии» Вагнер работал с июня 1854 по март 1856 года в Швейцарии.
Валькирии – закованные в доспехи девы-воительницы, дочери верховного бога Одина и великанши Ёрд, богини земли. Во время битв Валькирии спускаются с небес, участвуя в земных сражениях и волею жребия Одина, даруя победу или поражения. Павших героической смертью, валькирии уносят с собой в Вальгаллу – небесный чертог в Асгарде, обители богов, где те продолжают героическую жизнь, сражаясь и пируя вместе с богами, ожидая финальной битвы конца света – Рагнарёка. По преданию, блеск доспехов валькирий, спешащих в разгар битвы, оставляет небесный след – северное сияние.
После завершения работы над оперой, Вагнер столкнулся с трудностями постановки. Композитор задумывал целостное произведение, которое должно было идти одной постановкой. Ради заработка, Вагнеру пришлось адаптировать фрагменты опер для концертного исполнения. Так и родилась концертная версия «Полёта валькирий» – композитор сократил продолжительность и убрал вокальные партии. Позже Вагнер адаптировал фрагменты из других опер таких как «Тристан и Изольда», в том числе из незаконченных частей театралогии, например «Зигфрида».
Включив фрагменты в концертный репертуар, Вагнер отправился на европейские гастроли, выступав в том числе в Санкт-Петербурге, где лично дирижировал оркестром. «Полёт валькирий» был представлен публике в 1863 году, за 7 лет до премьеры оперы «Валькирия», в венском театре «Ан дер Вин» в исполнении оркестра численностью более сотни человек и привёл публику в восторг. Композиция из невышедшей оперы имела ошеломительный успех по обе стороны океана, от России до США. Не любивший музыку Вагнера Чайковский был поражен яркой образностью, чувством полёта вместе с воительницами в небесах, которые дарил грандиозный духовой бой.
Премьера оперы «Валькирия» состоялась в Мюнхене в 1870 году при содействии короля Баварии Людвига II, ставшего покровителем Вагнера. Сам композитор на премьеру не приехал, так как видел в этом нарушение своего замысла, желая поставить «Кольцо Нибелунгов» целиком. Мечта Вагнера осуществилась только в августе 1876 году на открытии собственного театра в Байроте. Общая продолжительность постановки составляла около 15 часов. Премьеру посетили такие именитые мастера как Чайковский, Эдвард Григ и Ференц Лист.
- Музыка, постановка и след в культуре
При постановке грандиозная небесная музыка в Вагнера столкнулась с ограниченными возможностями театральной сцены. Вопросы композитора вызывали внешний вид исполнительниц, бутафорские декорации, которые не укладывались с величественной задумкой автора. В начале третьего акта 9 валькирий прилетают к месту битвы, издавая боевой клич «Hojotoho». Вагнер хотел видеть на сцене только живых чёрных лошадей. В последний момент оказалось, что к сцене подготовлены только белые. В итоге их пришлось спешно перекрашивать в чёрный цвет. После премьеры, разочарованный Вагнер сказал: «Когда-нибудь я сделаю всё иначе. Однажды я поставлю «Валькирию» на небесах, когда буду по правую руку от Господа Бога, и мы с ним посмотрим на это вместе».
Сложность и образность постановки до сих пор мучает умы театральных режиссеров по всему миру.
Постановка «Полёта валькирий» на сцене Метрополитен-Оперы в Нью-Йорке.
Из-за увлечения творчеством Вагнера в Третьем Рейхе, музыку композитора в культуре стали ассоциировать с агрессивной войной. Самое известное переосмысление произведения в кино можно увидеть в легендарном фильме Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» в сцене американской вертолётной атаки на вьетнамскую деревню.
Как позже объяснил режиссер, он хотел обличить привычный для американцев пафос бессмысленной войны без желания разбираться в том, какой ассоциативный ряд несёт бездумное использование культуры и музыки в агрессивной войне.