Введение
Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) — имя, которое неизменно ассоциируется с революцией в мире оперы и музыки. Его жизнь и творчество стали синонимом инноваций, бурного темперамента, безграничной страсти к искусству и противоречивой репутации. Вагнер был не просто композитором, но крупнейшим теоретиком и реформатором оперы своего времени, чьи идеи оказали влияние не только на европейскую музыкальную культуру, но и живопись, театр и литературу.
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге, в семье Карла Фридриха Вагнера, полицейского участкового, и его жены Йоханны Розины. Он был девятым и самым младшим ребенком в семье. Трагедия постигла семью всего через шесть месяцев после рождения Рихарда — его отец скончался от тифа. После смерти отца, мать Рихарда вышла замуж второй раз за Людвига Гейера, актера и поэта, который, как считается, оказал значительное влияние на молодого Вагнера. Некоторые историки даже предполагают, что Гейер мог быть настоящим отцом Вагнера, однако эти домыслы так и остались без подтверждения.
С самого детства Вагнер был окружен музыкой и театром. В детстве он увлекся пьесами Шекспира и стал мечтать о театральной карьере. В 1822 году Вагнер поступил в Томассколегиум в Лейпциге, где получил традиционное образование. Однако его настоящая страсть всегда была связана с музыкой. Он начал брать уроки игры на фортепиано. В 1827 году семья переехала в Лейпциг, где Вагнер продолжил углубленное изучение музыкального искусства. Первым значительным музыкальным опытом для Вагнера стало знакомство с произведениями Людвига ван Бетховена, которое оказало на него неизгладимое впечатление. Вагнер был поражен мощью и глубиной музыки Бетховена, что сформировало его собственные амбиции как композитора. В 1831 году Вагнер поступил в Лейпцигский университет, где изучал музыкальную теорию и композицию. Он быстро продемонстрировал свой талант и амбиции, начав работать над своими первыми произведениями.
Вагнер в молодости, 1840 год
Во время учебы в университете, Вагнер начал работать над первыми сочинениями. В 1832 году он написал свою первую завершенную оперу, «Ученики фехтования» («Die Feen»), которая, однако, не была поставлена при его жизни. В это же время он создал несколько увертюр и работал над другими проектами. Его первым назначением стал пост музыкального директора в театре в Вюрцбурге в 1833 году, где он работал дирижёром. Вагнер провёл короткий период в Магдебурге, где он был дирижёром в местном театре. Затем он переехал в Ригу, где занимал пост музыкального директора в театре. В Риге он написал оперу «Риенци, последний из трибунов», премьера которой в Дрездене в 1842 году стала первым серьёзным успехом. В 1839 году, задолжав рижским кредиторам крупную сумму Вагнер бежит из Пиллау в Лондон, во время плавания попал в мощную бурю, которая вдохновила его на написание оперы «Летучий голландец». Вагнер самостоятельно написал к опере либретто. Премьера оперы о спрятавшихся от бури норвежских моряках и бесконечно блуждающем корабле состоялась 2 января 1843 года в Дрезденской Придворной опере. Годом позже стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе.
Эти годы не принесли Вагнеру ошеломительного успеха, но стали отправной точкой к поиску собственного уникального стиля.
С 1843 по 1849 год Вагнер работает в Дрезденском королевском театре, где была поставлена опера «Тангейзер». В это время он активно вовлекается в политическую жизнь, например, принимает участие в Майском восстании в Дрездене в 1849 году. Во время восстания он знакомится с русским революционером Михаилом Бакуниным. Провал революции и последующие репрессии вынуждают Вагнера уехать из Саксонии в Цюрих. Во время жизни в Швейцарии, Вагнер пишет либретто к своему самому важному произведению – циклу эпических опер «Кольцо Нибелунгов», основанную на германо-скандинавской мифологии. Кроме того, в Цюрихе написаны либретто к операм «Тристан и Изольда» и «Лоэнгрин».
Вагнер в 1860-е годы
В января 1863 года Вагнер приезжает в Россию по приглашению Русского музыкального общества. Он дирижирует серией концертов в Петербурге и Москве, представив свои произведения, увертюры и отрывки из оперы «Тристан и Изольда». Вагнера носили на руках, концерты получили хвалебные отзывы в прессе, композитор завоевал любовь публики в обеих столицах.
В 1864 году на престол Баварии восходит 18-летний король Людвиг II – страстный поклонник искусства, любитель роскошных замков, средневековый правитель по духу, запертый в рамках реалий конституционной монархии. Людвиг II восхищался музыкой и философией Вагнера ещё до своего восхождения на трон. После коронации он пригласил композитора в Мюнхен и предложил ему щедрую поддержку. Уставший от изгнания и недостатка средств Вагнер с радостью принял приглашение. Людвиг II предоставил Вагнеру значительные финансовые средства, что позволило композитору сосредоточиться на своём творчестве без беспокойства о финансовых вопросах. Король всячески способствовал постановке на сцене оперных произведений Вагнера.
С поддержкой Людвига II Вагнер основал Байройтский фестиваль, который стал ключевым событием в мире оперы и проводится до сих пор потомками композитора. Король финансировал строительство фестивального театра в Байройте (Бавария), специально предназначенного для исполнения музыки Вагнера. Открытие оперного театра состоялось 13-17 августа 1876-го года исполнением эпического цикла «Кольцо Нибелунга»: опер «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». На открытии театра присутствовали Пётр Чайковский, Эдвард Григ и Ференц Лист.
Рихард Вагнер скончался 13 февраля 1883 года от сердечного приступа в Венеции, куда приехал на лечение вместе с женой Козимой и двумя детьми.
С самого начала карьеры Вагнер размышлял о единстве драмы, поэзии и музыки по образцу древнегреческого искусства. Он яростно критиковал модные в то время итальянские и французские оперы, композиторов Россини, Верди и Мейербейера за скуку и однообразие музыки. Вагнер отвергал идею традиционной оперы как простого сочетания музыкальных номеров (арии, дуэты, хоры) с разговорными диалогами или речитативами. Он стремился к созданию непрерывного нарратива больших вокально-симфонических сцен, где музыка и слова неразрывно связаны и служат выражению драматического содержания. Вагнер изобрел и широко использовал технику лейтмотивов— коротких музыкальных фраз, ассоциирующихся с определенными персонажами, предметами или идеями, темами судьбы, рока, места, времени. Эти мотивы появляются в различных комбинациях и вариациях в течение всей оперы, обеспечивая музыкальную и драматическую целостность произведения. Вагнер сам писал либретто и музыку к своим операм, поэтому его произведения можно смело называть «авторским искусством».
Вагнер считал, что музыка способна выразить палитру чувств и эмоций персонажей гораздо глубже, чем слово, поэтому придавал огромное значение оркестру, считая его не сопровождением, а полноценным участником действия. Он расширил количество музыкантов: увеличил струнную группу, добавил контрабасовый тромбон, волторны и струнные арфы.
Постановка оперы «Валькирия» в Мариинском театре. Фото: Наташа Разина
Композитор активно продвигал теорию «тотального произведения искусства» (нем. Gesamtkunstwerk). Согласно концепции, искусство должно стремиться к синтезу различных художественных форм, объединяя музыку, поэзию, драму, танец и визуальные искусства в едином художественном произведении. Только гармония форм может создать по-настоящему глубокое произведение и позволит погрузить зрителя в многослойные художественные миры, вызывая широкую палитру эмоций.
Примеры «тотального произведения искусства» в творчестве Вагнера включают его оперы, такие как цикл «Кольцо Нибелунга», где он стремился к тесному взаимодействию музыки, либретто, сценографии и драматического действия. В либретто Вагнер часто обращался к германо-скандинавской мифологии и средневековым эпосам, извлекая из них глубокие символические и философские идеи на тему судьбы, мести, рока и любви.
Рихард Вагнер оставил после себя ряд значительных произведений, многие из которых оказали значительное влияние на развитие музыки и оперы. Вот некоторые из самых важных его работ:
Каждое из этих произведений Вагнера отражает его стремление к созданию «тотального произведения искусства».
О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.
Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)
Условия возврата:
• не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;
• менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;
• менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;
• менее чем за 3 дня 0 % от цены.
• Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.