Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Сергей Рахманинов: Рапсодия на тему Паганини

Сергей Рахманинов: Рапсодия на тему Паганини

Введение

Одно из сложнейших фортепианных произведений в мире – «Рапсодию на тему Паганини» относят к позднему периоду творчества Рахманинова. Это сложная игра классических пассажей, джазовой и эстрадной музыки, мотивов католических песнопений. Рапсодия ассоциируется с сложным поиском творческой почвы уехавшего за границу композитора, отсутствию выверенной парадигмы движения, пестрит  клубками образов и воспоминаний.

В статье мы расскажем историю создания шедевра и разберём замысел автора.

  1. История создания

«Рапсодия на тему Паганини» относится к творчеству позднего Рахманинова. Уехав из России после Революции, композитор зарабатывал на жизнь концертной деятельностью и практически не писал значительных произведений. Творческий кризис продолжался около 10 лет вплоть до 1926 года, когда Рахманинов создает Четвёртый концерт и «Три русские песни».

Композитор переживает острую тоску по Родине. Как признавался Рахманинов в интервью: «Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». В это время Рахманинов обращается к переосмыслению музыки прошлого.

В 1931 году на заработанные гонорары от концертов, Рахманинов строит виллу «Сенар» на берегу Фирвальдштетского озера в Швейцарии. Здесь он работает над Рапсодией с 3 июля по 18 августа 1934 года. Материал, созданный Рахманинов, был настолько сложен для исполнения, что композитор задумывался над тем, чтобы взять пианиста для премьеры, но в итоге решил исполнить Рапсодию самостоятельно. 7 ноября 1934 года в Lyric Opera House в Балтиморе состоялось выступление, на котором автор произведения лично исполнил фортепианную партию в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского.

Рахманинов в 30-е годы

Рахманинов в 1930-е годы за роялем фирмы «Steinway & Sons»

  1. Замысел: из чего состоит «Рапсодия на тему Паганини»

В основу «Рапсодии на тему Паганини», основанной на вариациях, Рахманинов взял тему 24-го каприса итальянского виртуоза Николо Паганини для скрипки. Паганини был культовой фигурой своей эпохи – гениальность композитора и его виртуозная игра оставались загадкой для современников. По одной из легенд, зрители видели, как во время выступлений фигура дьявола направляла руку Паганини во время игры на скрипке. Вариации на тему 24-го каприса до Рахманинова исполняли Ференц Лист, Йоханнес Брамс и Роберт Шуман. В своем творении Рахманинов начал собственный диалог с Листом и Брамсом, насытив «Рапсодию» аллюзиями на исполнительский стиль композиторов.

Произведение сложено из 24-х вариаций:

  • Вступление: Allegro vivace — Variation I (Precedente)
  • Тема: L’istesso tempo
  • Variation II: L’istesso tempo
  • Variation III: L’istesso tempo
  • Variation IV: Più vivo
  • Variation V: Tempo precedente
  • Variation VI: L’istesso tempo
  • Variation VII: Meno mosso, a tempo moderato
  • Variation VIII: Tempo I
  • Variation IX: L’istesso tempo
  • Variation X: L’istesso tempo
  • Variation XI: Moderato
  • Variation XII: Tempo di minuetto
  • Variation XIII: Allegro
  • Variation XIV: L’istesso tempo
  • Variation XV: Più vivo scherzando
  • Variation XVI: Allegretto
  • Variation XVII: Allegretto
  • Variation XVIII: Andante cantabile
  • Variation XIX: A tempo vivace
  • Variation XX: Un poco più vivo
  • Variation XXI: Un poco più vivo
  • Variation XXII: Un poco più vivo (Alla breve)
  • Variation XXIII: L’istesso tempo
  • Variation XXIV: A tempo un poco meno mosso

Произведение исполняется полностью, его разделяют на условные три части: вступление (1-11), середине (12-18), финал (19-24).

Уже в начальных вариациях Рахманинов вводит вторую заметную тему – из католического средневекового песнопения Dies Irae («День гнева»).  Эта мелодия, часто прозвучавшая в различных произведениях композитора, обладала для него особой символичностью и индивидуальным значением, полностью раскрывающимся только в контексте его общего творческого наследия. Переплетая две темы, Рахманинов совершает индивидуальное путешествие по закоулкам памяти, эпохам, воспоминаниям, музыкальным жанрам.

Особое место в художественной ткани «Рапсодии» занимает джаз. Замысел Рахманинова родился не без влияния творчества Гершвина, соединившего академическую европейскую и американскую эстрадную музыку. В 1927 году Рахманинов присутствует на премьере «Рапсодии в стиле блюз» Гервшина, которая, как и будущая «Рапсодия на тему Паганини» синтезировала элементы европейской классической музыки и джазовые фрагменты. Но если Гершвин исследовал эстетическую сторону джаза, изобретая американский культурный код, Рахманинов обратился к джазовым элементам как символу творческой одержимости, злу, музыкальному языку чужбины. В каком-то смысле джаз перекликается с легендой о сделке Паганини с дьяволом ради таланта.  Эстрадные элементы звучат в Рапсодии в ироничном ключе. В центре концепции – понимание виртуозности как спорного аспекта, принудительное взаимодействие с миром зла.

«Рапсодия на тему Паганини» – сложное произведение, которое можно назвать образцом постмодернизма в музыке, пронизанное аллюзиями, личностью автора, цитатами, иронией над шаблонными стереотипами и «низкими» эстрадными жанрами, размышлениями над ролью творца в истории и бесконечной тоской по Родине.

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >