Сергей Рахманинов: создатель уникального стиля

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – русский композитор, виртуозный пианист и дирижёр. Его творчество объединило принципы музыкальных школ Санкт-Петербурга и Москвы, а также влияние западноевропейской и ближневосточной музыки, что способствовало созданию собственного оригинального стиля.

  1. Детство и юность

Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в небольшом селении Семеново Новгородской губернии. Отец композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов (1842—1916), происходил из дворянской семьи, проживавшей в Тамбовской губернии. Семейная легенда утверждает, что род Рахманиновых насчитывал свои корни от «внука молдавского господаря Стефана Великого» по имени Василий, который был прозван Рахманиным. Мать Сергея Рахманинова, Любовь Петровна (урождённая Бутакова), была единственной дочерью генерал-майора П. И. Бутакова, который был преподавателем истории в Аракчеевском кадетском корпусе. Семья ее мужа, композитора, также имела музыкальные корни. Дед Сергея Рахманинова по отцовской линии, Аркадий Александрович, сам был музыкантом и изучал игру на фортепиано у известного пианиста-виртуоза Джона Филда.

В детстве у Сергея проявились выдающиеся музыкальные способности, родители рано заметили его интерес к фортепиано и в возрасте 10 лет он начал обучение игре на инструменте. Родители поддержали интерес юного Рахманинова к музыке. Осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, где был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории, где начал учиться по классу профессора Зверева. В пансионе, в котором он проживал, существовала строгая система дисциплины: студенты обязаны были подниматься рано утром и посвящать по шесть часов в день учебе. Кроме того, студентам требовалось регулярно посещать оперные представления и заниматься музицированием в ансамбле, включая игру на нескольких фортепиано.

В 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью закончил консерваторию как пианист и композитор и быстро получил известность у московской публики.

Молодой Рахманинов

  1. Успех и неудачи

Еще в период обучения в консерватории, Сергей Рахманинов уже имел на своем счету значительные достижения. К тому времени, когда он закончил учебу, у него уже были написаны его первый фортепианный концерт, несколько романсов и фортепианных пьес, включая известную Прелюдию до-диез минор (op. 3 № 2) из цикла Пьесы-фантазии для фортепиано (Morceaux de fantaisie), которая позднее стала одним из самых известных произведений Рахманинова.

Еще во время учебы Рахманинов сыскал любовь у московской публики. Дипломная работа Рахманинова – «Цыганы» по произведению А.С. Пушкина была высоко оценена П.И. Чайковским. Великий композитор просил включить оперу в репертуар Большого театр вместе с оперой «Иоланта», но внезапная кончина Чайковского от болезни не позволила планам сбыться. В 24 года Рахманинов стал дирижером Московской русской частной оперы, параллельно занимаясь преподаванием музыки в женских институтах.

Первые гастроли молодого композитора в столице обернулись неудачей. Петербургская публика холодно приняла Первую симфонию Рахманинова, в прессе появились отрицательные рецензии. Причинами провала стала неопытность дирижёра Александра Глазунова, который несмотря на желание познакомить столицу с творчеством Рахманинова, не понял новаторскую сущность музыки молодого композитора. Особенно задел Рахманинова разгромный отзыв почитаемого Сергеем Римского-Корсакова, что послужило причиной глубокой депрессии.

Рахманинов в России

В 1897-1901 годах Рахманинов практически не писал, давая только частные уроки. Вернуться из кризиса ему помог сеанс у психолога-гипнотизёра. Возвращением к творчеству композитора стало завершение Второго фортепианного концерта и предложение занять место оперного дирижёра в Большом театре.

  1. В эмиграции

 Перед Революцией Рахманинов активно дирижирует и выступает в том числе за границей. В 1909 году совершил турне по США и Канаде. Последний концерт Рахманинова в России состоялся 21 февраля 2017 года в концертном зале Тенишевского училища в Петрограде. В этом же году, отправляясь на гастроли в Швецию, Рахманинов вместе с женой принимает решение не возвращаться в Россию, оставив в стране всё своё имущество.

Перебравшись в США, Рахманинов переживает новый виток популярности и неподдельный интерес к своей персоне, давая по несколько десятков концертов за сезон. Однажды, чтобы скрыться от излишнего внимания на гастролях, ему пришлось жить в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиницы.

За время миграции Рахманинов написал всего 6 произведений, но все они стали общепризнанными шедеврами: в их числе Четвёртый концерт и оркестровая сюита «Симфонические танцы».

При этом Рахманинов никогда не переставал тосковать по Родине, утраченной России. Он окружал себя знакомыми с детства предметами быта и дружил только с русскими эмигрантами.

Рахманинов в зрелости

  1. Болезнь и смерть

На протяжении всей жизни Рахманинов много курил, не подозревая о наличии развивающегося онкологического заболевания. Свой последний концерт композитор дал всего за 6 недель до смерти. Его похоронили в Нью-Йорке в цинковом гробу. По одной из версий, Рахманинов просил об этом, чтобы позже гроб могли вывезти в Россию.

  1. Творчество: метод и стиль

Рахманинов – ключевая фигура эволюции авторского стиля в мировой музыке. С ранних этапов творчества Рахманинов двигался от позднего романтизма к совершенно новому уникальному стилю, выходящему за рамки точных определений, впитавший влияние авангарда и импрессионизма. Рахманинов объединил разнообразные тенденции русского искусства, различные стилистические и тематические подходы, придав им единую характерную черту — русский национальный стиль.

Период зрелости характеризуется формированием уникального и зрелого почерка, основанного на интонациях народных распевов, русской мелодичности и позднего европейского романтизма. Эти особенности бросаются в глаза в знаменитых произведениях, таких как «Второй Концерт» и «Вторая Симфония», а также в прелюдиях для фортепиано, оп. 23. Однако, начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых», музыкальный стиль Рахманинова становится более сложным. Это объясняется, с одной стороны, его интересом к символизму и модернизму, а с другой стороны, применением новых музыкальных техник, включая импрессионизм, неоклассицизм и разнообразных оркестровых, фактурных и гармонических приёмов.

В своем позднем творческом периоде Рахманинов продемонстрировал абсолютную уникальность  стиля. Его поздние произведения стали результатом объединения разных, порой даже противоположных стилистических элементов, включая русские музыкальные традиции, древнерусский знаменный распев, элементы джаза, атмосферу эстрады 1930-х годов, виртуозный стиль XIX века и даже экспериментальные элементы авангарда.

  1. Основные произведения

Для фортепиано с оркестром

  • Концерт до минор (1889)
  • Концерт № 2 (1901)
  • Концерт № 3 (1909)
  • Концерт № 4 (1926,1928,1941)
  • Рапсодия на тему Паганини (1934)

Симфонии

  • Симфония № 1ре минор (1891)
  • Симфония № 2 (1906—1907)
  • Симфония № 3 (1936)

Сюиты

  • Скерцо ре минор (1887)
  • Сюита ре минор (1891)
  • Симфонические танцы

 Симфонические поэмы

  • Манфред (1890)
  • Князь Ростислав (1891)
  • Утёс (1893)
  • Каприччио на цыганские темы (1894)
  • Остров мёртвых (1909)

Оперы

  • «Скупой рыцарь» (1903-1905)
  • Франческа да Римини (1904-1905)
  1. Заключение

Разнообразие форм в музыке Рахманинова скрывает философский смысл, который выражает абсурдность и жестокость современного мира, утраты духовных ценностей. Многие его произведения насыщены мистической символикой и сложным многозначительным содержанием.

Сергей Рахманинов, как пианист, стал эталоном для многих поколений музыкантов из разных стран и школ. Он внёс существенный вклад в развитие русской фортепианной традиции на международной сцене. Внимание к интонационному богатству клавишных, глубокая содержательность исполнения, повлияли на выразительность и эмоциональность мировой фортепианной музыки. 

Записи в блоге

Ближайшие концерты

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

>