- 25 марта, 2024 год
Сергей Рахманинов: Вокализ, опус 34, № 14
Введение
«Вокализ № 14» Сергея Рахманинова – это заключительная часть цикла романсов без слов, написанных для фортепиано и голоса (тенора или сопрано), известная как «Четырнадцать песен». Рассказываем об одном из самых трогательных и глубоких произведений великого русского пианиста и композитора.
История создания
В начале XX века Рахманинов приобрел славу одного из виртуозов современности. Он жил в России, но регулярно гастролировал по Европе и США, где получал восторженные отзывы публики. Одним из поворотных моментов карьеры Рахманинова стало исполнение Третьего концерта для фортепиано в Нью-Йорке в сопровождении Нью-Йоркского симфонического оркестра под руководством Вальтера Дамроша.
Цикл романсов был написан в период творческого расцвета и популярности Рахманинова. Первую песню из цикла, Рахманинов написал в 1912 году, к тому времени он завершил работу над грандиозной Второй Симфонией. Работу над «Вокализом № 14» Рахманинов завершил в сентябре 1915 года. Рахманинов посвятил «Вокализ» русской певице Антонине Неждановой, ставшей первой исполнительницей вокальной партии романса. Позднее Нежданова вспоминала, как Рахманинов кропотливо работал над мелодической фразировкой, нюансами и гармонией вокализа.

Антонина Нежданова (1873-1950) – оперная певица, которой Рахманинова посвятил Вокализ, в отличие от композитора осталась в СССР и даже стала обладателем Сталинской премии
Премьера состоялась 25 января 1916 года в Москве. Рахманинов лично солировал концертом. Произведение завоевало успех у публики. Впоследствии, Рахманинов создал несколько редакций «Вокализа». Среди них – переложение для солирующих скрипок и симфонического оркестра. Сам Рахманинов считал эту версию наиболее удачной и неоднократно сам дирижировал ею.
Художественный стиль
«Вокализ № 14» Рахманинова, как и другие романсы композитора лишены текста и поются на одном гласном звуке. Хотя исходная композиция имеет тональность до-диез минор, иногда она транспонируется в различные тональности, что позволяет исполнителю выбрать вокальный диапазон, больше подходящий к естественному голосу. Благодаря этому, артисты, лишенные высокого вокала, могут также исполнить песню.
Произведение наполнено выразительной лиричностью, изысканным мелодическим богатством и эмоциональным содержанием. «Вокализ № 14» подкупает изящной простотой и музыкальной сложностью. Рахманинов мастерски сочетает мелодические линии голоса с богатыми гармониями фортепиано.

Выступление Рахманинова на концерте в США
«Вокализ» пронизан глубокими чувствами и ностальгическим настроем, который Рахманинов мастерски передавал в своих произведениях. Характерная черта песнич– лирическая интонация, создающая философскую и глубокомысленную интимную атмосферу, настраивающую душу на медитативный лад. Отталкиваясь от простой темы, произведение развивается в свободном стиле, напоминающем церковные песнопения. Музыка воспринимается как единое целое и создает ощущение бесконечного погружения в изящную музыкальную сферу.
Вокализ в исполнении Дениса Мацуева
«Вокализ № 14» олицетворяет высшее мастерство Сергея Рахманинова, подчеркивая его универсальный талант затронуть как сердца слушателей далеких от музыки, так и изысканных поклонников классики.