Титульник Чайковский

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Щелкунчик: история балета от Гофмана до Чайковского

Щелкунчик: история балета от Гофмана до Чайковского

       Введение

«Щелкунчик» – культовая сказка немецкого писателя Теодора Гофмана. История о деревянной игрушке, способной колоть орехи, прочно вошла в мировой фольклор. В Германии до сих пор каждый год Щелкунчиков дарят детям на Рождество. Значительный вклад в популяризацию Щелкунчиков внесла авторская адаптация сказки Гофмана от Александра Дюма-старшего и замечательный балет Петра Ильича Чайковского, ставший неотъемлемой частью предновогодних театральных сезонов во всем мире.

  1. Щелкунчик и Мышиный король

У главного героя до написания сказки существовал свой прообраз. По одной из легенд, 300 лет назад один рудокоп, любивший вырезать на досуге фигурки из дерева, сделал кукольную карикатуру на алчного барона в виде человечка с огромным ртом. «Будет колоть орехи, хоть какая-то польза» ­– шутили рудокопы. Чуть позже великий немецкий сказочник Якоб Гримм, в книге «Немецкая мифология» описал символическое значение деревянных игрушек, приписывая им приносить удачу и отгонять злых духов.

Похожую игрушку увидел на рынке юрист и сказочник Эрнст Теодор Гофман. Гофман любил рассказывать сказки детям своих друзей, и одну из таких историй решил записать на бумаге. Главную героиню своей будущей сказки Гофман назвал в честь девочки Мари, дочери своего друга Юлиуса Гитцига.

Гофман

Сюжет знаком нам с детства: сестра и брат, дети советника медицины Штальбаума получают от отца в подарок множество игрушек, в том числе деревянную куклу для колки орехов и кукольный замок. Перед сном Мари становится свидетелем ожесточенной битвы войска семиголового Мышиного короля и оживших игрушек во главе с Щелкунчиком. От крестного Мари узнает, что Щелкунчик ­– его заколдованный племянник.

Пусть в сказке Гофмана добро побеждает, её нельзя назвать однозначно легким и светлым произведением. В «Щелкунчике» волшебство переплетается с горем, светлой грустью, страхом потери, слияния границ реального мира и фантазии.

Чуть позже, в 1870-х годах немецкий столяр Фридрих Вильгельм Фюхтнер, наладил серийное производство деревянных игрушек. С тех пор Щелкунчиков любят дарить на Рождество в Германии.

Щелкунчики в магазине

  1. Переработка Александра Дюма-старшего

Французский писатель занимался адаптацией произведений великих сказочников, таких как браться Гримм и Ганс Христиан Андерсен. Дюма не обошёл стороной и произведение Гофмана. В 1844 году вышла вольная интерпретация под названием «История Щелкунчика». В предисловии Дюма подробно описал историю создания своей версии. Вместе с дочерью Мари Александрин, Дюма присутствовал на детском празднике у знакомого графа. Во время праздника писатель задремал и обнаружил себя привязанным детьми к креслу. Ребятишки потребовали развлечь их, чтобы «откупиться» , и дочь Мари предложили ему рассказать сказку. Тогда Дюма поведал детям историю Щелкунчика в собственном изложении. Позже сказка была опубликована в «Новом журнале для детей».

В версии Александра Дюма сказка приобрела больше игривого настроения и немного отошла от мрачного немецкого оригинала. Писатель сохранил хронологию Гофмана, но изменил имена героев, места действия и некоторые характеры персонажей, ушёл от гофмановского психологизма, сделав акцент на всепобеждающей силе любви, в корне изменив атмосферу произведения и сняв напряженность сюжета оригинала. Со временем, сказку Дюма стали воспринимать как самостоятельное произведение. Именно «История Щелкунчика» легла в основу балета Петра Ильича Чайковского.

  1. «Щелкунчик» Чайковского и Мариуса Петипа

В 1890 году Чайковский получает заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет для постановки в один вечер. За основу композитор взял именно переложение Дюма «История Щелкунчика». Либретто для «Щелкунчика» разработали русско-французский хореограф Мариус Петипа и сценарист Иван Всеволжский. Петипа создал план-заказ и балетмейстерскую экспозицию, Всеволжский работал над сюжетом. Дирекция Императорских театров поставила настолько сжатые сроки, что Чайковскому приходилось сочинять музыку к балету прямо на борту теплохода по дороге в США, куда композитор отправился дирижировать на открытии Карнеги-Холла. Премьера балета состоялась 18 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Постановка шла с регулярном аншлагом около 30 лет.

  1. Стиль и музыка

Сюжет балета рассказывает историю девочки по имени Клара, которая на Рождество получает подарок – деревянного Щелкунчика. Волшебство начинается, когда щелкунчик оживает и вместе с Кларой отправляется в волшебное королевство.

Премьера Щелкунчика

Фото с премьеры балета «Щелкунчик» в Мариинском театре

Музыка балета «Щелкунчик» известна своей сказочной рождественской атмосферой, легкостью и мелодичностью. Чайковский снова обратился к теме из предыдущих балетов «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» – способности любви преодолевать злые чары. Действие сопровождают музыка симфонического размаха, гармонично сочетающие тревожные мелодии и сказочные партии, меланхолию и таинственность. Хореография объединяет различные жанры: вальсы, польку, марши и даже народную музыку, например, русский трепак. Хореография объединяет различные жанры: вальсы, польку, марши и даже народную музыку, например, русский трепак. Запоминающиеся и выразительные номера, поставленные Мариусом Петипой стали частью культурного кода, например, танец феи Драже.

С момента премьеры, «Щелкунчик» Чайковского поражает зрителя естественным слиянием театральности и психологической проникновенностью. Оживающее на сцене волшебство сделало «Щелкунчика» одним из самых популярных балетов в мире и неотъемлемой частью новогоднего театрального сезона.

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

Скоро в продаже
Скоро в продаже
3 апреля Гершвин-Миллер
25 апреля Pink Floyd
26 апреля, Травиата
19 апреля La Diva

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >