- 30 октября, 2023 год
За гранью вечности: Реквием Моцарта
Введение
Реквием Вольфганга Амадея Моцарта (полное название: «Requiem Mass in D minor», K. 626) — торжественная католическая заупокойная месса, последнее произведение Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал в последние дни своей жизни. После смерти Моцарта произведения заканчивал его ученик Франц Зюсмайер. Трагическая кончина композитора в возрасте 35 лет в сочетании с глубокой эмоциональностью и красотой духовной музыки превратили «Реквием» в легендарный культурный феномен.
Незнакомец в чёрном
В июле 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт, музыкант и композитор известный по всей Европе, кавалер Ордена Золотой шпоры от Папы Римского, член Болонской Академии, окончательно добившийся признание в столице империи Вене, благодаря постановке опер «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», усердно трудился над созданием «Волшебной флейты». Работа шла медленно – здоровье композитора оставляло желать лучшего. Его мучили боли и слабость, самочувствие ухудшалось.
В этом же месяце Моцарт получил необычный заказ: в дом композитора явился незнакомец в чёрном одеянии и предложил работу – в условии строгой конфиденциальности выполнить заказ на заупокойную мессу. Моцарту выплатили аванс в размере 100 дукатов.
Сочинение
Начав работу над произведением, Моцарт неоднократно прерывал её ради других заказов: оперы «Милосердие Тита» к коронации короля Леопольда, «Маленькой масонской кантаты» и завершением «Волшебной флейты». Все это время композитора не покидала мысль, о том, что «Реквием» он пишет для самого себя. В письме от 7 сентября 1791 года, Моцарт писал: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной.»
Здоровье композитора продолжало ухудшаться. По словам вдовы Моцарта, Констанцы, композитор в последние месяцы жизни нередко жаловался на плохое самочувствие. Иногда Констанца даже забирала у него партитуру «Реквиема», опасаясь, что работа над ним вредит его здоровью. Она поведала, что во время прогулки в Пратере Моцарт в слезах высказал мысль, что пишет «Реквием» для себя. Иногда он высказывался об отравлении и не мог отделать от этой мысли.
По свидетельствам близких, Моцарт продолжал работу над Реквиемом, находясь в постели, прямо до своей кончины 5 декабря. 1791 года. Самую известную часть «Ревиема», Lacrimosa, Моцарт закончил в первых числах декабря. Задачу завершения «Реквиема» взял на себя его ученик Франц Ксавер Зюссмайр, который стремился сохранить стиль и дух Моцарта в произведении.
Имя заказчика, стало известно лишь спустя несколько лет. Им оказался аристократ граф Франц фон Вальзегг, который желал увековечить память о своей ушедшей супруге, Анне фон Фламберг, скончавшейся в феврале 1791 года. Незнакомцем в чёрном был управляющий его имением Лойтгеб. Фон Вальзегг увлекался музыкой, играл на флейте и виолончели, устраивал в своем доме званые вечера. При этом он стремился прослыть композитором, поэтому не раз представлял заказанные им произведения как собственные.
Вальзегг переписывал полученные от авторов партитуры своей рукой, после чего отдавал их для расписывания по партиям. При первом исполнении «Реквиема» под управлением Вальзегга 14 декабря 1793 года на партитуре значилось: «Реквием, сочиненный графом фон Вальзеггом» («Requiem composito del conte Walsegg»). Друзья и близкие Моцарта узнали партитуру композитора.
Похороны Моцарта
Моцарт был похоронен 7 декабря 1791 года в Вене. Из-за тяжелого финансового положения, величайшего композитора должны были хоронить в общей могиле вместе с бедняками. Расходы взял на себя его близкий друг барон Готфрид ван Свитен. 6 декабря тело композитора было доставлено в Собор Святого Стефана, где в Крестовой капелле в три часа пополудни прошла церковная служба. На немноголюдной церемонии присутствовали ван Свитен, Сальери, Зюсмайер, слуга Йозеф Дайнер, капельмейстер Розер, виолончелист Орслер.
До отправки на кладбище, гроб установили в «капелле мёртвых», так как в соответствии с декретами императора Леопольда II, предписывающими сохранение общественного порядка, при погребении зимой покойников по городу перевозили только после 6 часов вечера. Кроме того, с момента смерти до момента погребения должно было истечь «дважды 24 часа», эта предосторожность предпринималась для предотвращения случайного захоронения заснувших летаргическим сном.
На кладбище Святого Марка Моцарта захоронили в могиле, которая была рассчитана на двоих детей и четверых взрослых. Из-за экономии места, памятники допускались только за пределами кладбище, поэтому точное местонахождение могилы Моцарта до сих пор не установлено. Ван Свитена обвиняли в том, что он сэкономил и не смог организовать Моцарту достойные похороны, однако, стоит принять во внимания, что после реформ императора Иосифа, прощальные церемонии с большинством граждан среднего достатка проходили скромно.
Точная причина смерти Моцарта до сих пор остается предметом споров. Наиболее часто упоминаемая в исторических источниках причина смерти Моцарта — острая ревматическая лихорадка, которая могла привести к осложнениям, таким как сердечная недостаточность или воспаление мозговых оболочек. Собственные заявления Моцарта о возможном отравлении породили популярный миф, что Моцарт мог быть отравлен своим конкурентом Антонио Сальери, однако, убедительных доказательств этому не было обнаружено.
Структура и художественные особенности
Реквием был написан на канонический латинский текст, используемый в заупокойных мессах. Реквиемы встречаются в различных музыкальных традициях, но наиболее известны в западноевропейской классической музыке. Основная структура реквиема, как правило, следует литургическим текстам, используемым в римско-католической церковной службе.
Реквием Моцарта состоит из нескольких разделов:
- Introitus (Вступление):
- Requiem aeternam (Дай им, Господи, вечный покой) – вступительная
- Kyrie:
- Kyrie eleison (Господи, помилуй)
- Sequentia:
- Dies irae (День гнева)
- Tuba mirum (Труба, возвещающая чудеса)
- Rex tremendae (Царь величия)
- Recordare (Помяни, Иисус)
- Confutatis (Когда проклятые будут осуждены)
- Lacrimosa (Слезная)
- Offertorium:
- Domine Jesu (Господи Иисусе)
- Hostias (Жертвы)
- Sanctus:
- Sanctus Dominus Deus Sabaoth (Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф)
- Benedictus:
- Benedictus (Благословен Грядущий)
- Agnus Dei:
- Agnus Dei (Агнец Божий)
- Communio:
- Lux aeterna (Свет вечный)
В Реквиеме Вольфганга Амадея Моцарта заметно удивительное сочетание стилей, где классическая ясность и симметрия встречаются с драматизмом и глубиной барокко. Это произведение вобрало в себя сложные полифонические техники и богатство гармоний, характерные для барочной музыки, одновременно сохранив стремление к четкости, балансу и элегантности, присущее классическому стилю.
Такой симбиоз создает уникальное эмоциональное напряжение и глубину, делая реквием Моцарта не просто произведением, отражающим его мастерство, но и музыкальным творением, исследующим самые загадочные уголки человеческой души и вечные вопросы жизни и смерти.
TOPconcerts представляет: Гранд Орган Гала
17 ноября в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: Грандиозный мультимедийный Гранд Орган Гала – «Реквием» Моцарта и «Лунная Соната» Бетховена.
В Зале Церковных Соборов состоится грандиозный органный концерт на одном из лучших в мире пятимануальном органе фирмы «Viscount» (точно такой же орган стоит и играет в Ватикане в соборе Святого Петра в Риме!). В Москву приедет потрясающий органист Сильвио Челегини из Сикстинской капеллы Ватикана, чтобы совместно с Московским камерным оркестром, хором капеллы Москвы имени В. Судакова и выдающимся дирижёром Вальтером Борини (Италия) дать незабываемый «Гранд Орган Гала» и великий «Реквием» В. А. Моцарта!
Программа включает в себя великие шедевры религиозной музыки и грандиозные произведения для органа в сопровождении хора и оркестра, впервые собранные в одном концерте: Бетховен – «Лунная соната», Гендель –«Аллилуйя», Бах «Токката и фуга ре минор» и «Аве Мария», Альбинони – «Адажио» и др.
Это грандиозный концерт, в котором великая музыка и «Король инструментов» — орган будут иллюстрированы гигантскими видеопроекциями великих фресок Сикстинской капеллы в Ватикане, написанных Микеланджело, Ботичелли и Перуджино, картин Леонардо да Винчи, Эль Греко, Босха, Ван Гога и Сальвадора Дали.
Билеты со скидкой 20% только на нашем сайте.