- 19 октября, 2023 год
Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: многофункциональная площадка в крупнейшем православном храме
Введение
Зал Церковных Соборов, расположенный при Храме Христа Спасителя в Москве, не просто место для религиозных событий, но и современная культурная площадка, где проходят концерты высочайшего уровня и запоминающиеся постановки. Открывая двери для искусства, этот зал сочетает в себе духовное наследие и музыкальное мастерство, предоставляя уникальное пространство для выразительного и глубокого взаимодействия между артистами и их аудиторией.
- Первый проект храма
Идея строительства храма возникла после победы российской армии над Наполеоном в 1812 году по иницативе генерала Петра Кикина. Первоначально храм был задуман как памятник победе русского народа. Кикин опирался на идею обетных храмов – религиозных сооружений, которые возводились на Руси в честь победы над противником. 25 декабря 1812 года, когда войска Наполеона были вытеснены из России, император Александр I издал Высочайший указ о возведении в Москве храма. Проект храма был разработан архитектором Константином Тоном.
Первоначально для строительства комиссия выбрала Воробьевы горы. Однако, работа усложнилась из-за больших затрат на логистику – только на устройство судоходства было потрачено 278 тысяч рублей. Для строительства храма пришлось создать водоотводный канал за 123 тысячи рублей. Процесс усугубили недоборосовестные подрядчики, которые невнимательно вели учёт расходов. В результате Николай I постановил прекратить работы.
Новый проект храма был разработан архитектором Константином Тоном. Император решил разместить новое сооружение на Волхонке, ранее известной как Чертолье. Находившиеся на местности строения были куплены и разрушены, включая Алексеевский женский монастырь XVII века, который позже был перенесен в Красное Село. Согласно народным легендам, игуменья монастыря, возмущенная уничтожением исторических зданий и перемещением обители, прокляла тех, кто принимал участие в строительстве, предсказав, что это место останется пустым. Строительство началось в 1839 году и продолжалось долгие десятилетия, завершившись только в 1883 году.
Торжественное открытие храма состоялось 7 июня 1883 года, постройку освятил митрополит Московский Ионнаки й. На церемонии присутствовал новоизбранный император Александр III. Хотя храм соответствовал традиционной русской церковной архитектуре, он включал элементы неорусского стиля, популярного в XIX веке, а также общеевропейских тенденций, характерных как для русского, так и для европейского XIX века. В это время «интернациональный» классицизм уступил место эпохе историзма (или эклектике), а также начались движения по переосмыслению и воссозданию национальной архитектуры в различных регионах. Основное строение храма было выполнено из белого мрамора, что придает ему светящийся и возвышенный вид. Храм Христа Спасителя стал одним из крупнейших в мире – его высота достигала 103 метров.
- Снос и восстановление
После Революции 1917 года большевики прекратили государственное финансирование церквей. Некоторое время храм существовал на средства жертвователей, пока в 1931 году не было принято решение о сносе храма и постройке на его месте Дворца Советов. Советский проект так и остался нереализованным – в итоге 1960 году на месте фундамента Храма Христа Спасителя был открыт плавательный бассейн «Москва».
К тысячелетию Крещения Руси официальная атеистическая риторика в СССР смягчилась, отношение к церкви стало более терпимым. На это фоне был создан первый фонд и запущена общественная кампания по сбору средств на восстановление крупнейшего православного храма, однако собранные деньги обесценились из-за инфляции в 1990 году. Уже после распада СССР, в 1992 был запущен второй Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя. Президент Борис Ельцин способствовал сбору средств, назначив налоговые льготы жертвующим организациям.
- Зал Церковных Соборов
Зал Церковных Соборов был обустроен в храме в 2000 году и является точной копией аналогичного помещения оригинала. В зале был воссоздан оригинальный интерьер – зимний сад и мозаичные фрески с сюжетами в русско-византийском стиле, установлено аудиовизуальное, светотехническое и звуковое оборудование, превратив в многофункциональную площадку для проведения религиозных и светских культурных мероприятий. Вместимость Зала Церковных Соборов – около 1300 зрителей.
Благодаря техническому оснащению, зал принимает симфонические концерты, детские спектакли с 3D-эффектами и уникальными декорациями, выступления звезд классической музыки. Неслучайно, именно здесь оживают детские сказки в новогодние праздники, даря маленьким зрителям неповторимые эмоции и радуя зрителей потрясающей акустикой!