Введение
Орган — это не просто музыкальный инструмент, а целый оркестр в одном корпусе. Сложно представить другой инструмент, который бы так же внушительно смотрелся и звучал в интерьерах соборов и концертных залов. От медитативных пьес до мощных, волнующих произведений — орган способен передать широкий спектр эмоций и звучаний.
В этой статье мы погрузимся в историю органа, узнаем о его устройстве, разнообразии форм и типов. Также мы рассмотрим роль органа в мировой музыкальной культуре и особенности игры на этом уникальном инструменте.
Античные тексты различных авторов, включая Пиндара, Меланиппида, Платона и Боэция, упоминают слово «ὄργανον» на древнегреческом и «organum» на латинском. В этих источниках оно обозначает музыкальный инструмент или «орудие».
В инструментах древнего мира можно найти несколько прообразов современного органа. Немецкий музыковед Гуго Риман считал родоначальником духового инструмента вавилонскую волынку, изобретенную около 2000 лет до нашей эры. В ней мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими язычки и несколько отверстий. Другим прародителем считается флейта Пана в Древней Греции. По легенде, Пан — бог природы, пастухов и скотоводства — сконструировал этот инструмент, соединив несколько тростников различной длины. Так он создал чарующую музыку, которой развлекал веселых нимф в пышных лесах и долинах. Игра на таком инструменте требовала значительных физических усилий и мощной дыхательной техники. В восточной культуре прародителем органа называли губной музыкальный инструмент шэн. Шэн сконструирован из чашеобразного корпуса, который изготавливается из дерева или меди (в древние времена использовалась тыква), с мундштуком на верхней части. В этот корпус вставлены трубки различной длины, сделанные из бамбука или тростника.
Прямым предком современного органа считается «гидравлос» или «водяной орган», изобретённый древнегреческим механиком Ктесибием около III века до нашей эры. Основная идея гидравлиса заключалась в том, что воздух, подаваемый насосом или миниатюрной ветряной мельницей, направлялся в металлическую сферическую камеру, погруженную в воду. Под воздействием давления воздух выталкивал воду из этой камеры, заставляя уровень воды в окружающем сосуде подниматься, а избыточный воздух попадал в трубу, торчащую над водой. Между активациями насоса постоянное давление воздуха в металлической сфере поддерживалось благодаря воде во внешнем резервуаре. Гидравлис имел от 3 до 4 регистров, каждый из которых содержал от 7 до 18 труб диатонической настройки.
В римской версии, описанной Витрувием, поток воздуха к отдельным трубам регулировался клапанами в квадратной камере, закрываемой деревянной заслонкой. Каждая заслонка соответствовала клавише, на которую нажимал органист, тем самым выпуская воздух. Как и в современных органах, звуки создавались трубками различного размера, причем в римских моделях их количество достигало 19.
Водяной орган завоевал популярность в культурах Средиземноморья, особенно в Римской империи. Музыка «гидравлоса» сопровождала театральные представления, гладиаторские бои, торжества знатных людей, вступление высших чинов на государственные должности. Водяной орган был любимым инструментом императора Нерона, его изображения есть на монетах I-II века нашей эры.
Органы крупных размеров начали появляться в IV веке нашей эры на территории Византии, а затем распространились по всей Европе. Считается, что в католические литургические службы, орган ввёл римский папа Виталиан, живший в VII веке нашей эры. В 757 году византийский император Константин V Копроним подарил один из таких органов франкскому правителю Пипину Короткому. Впоследствии византийская императрица Ирина также подарила орган его сыну, Карлу Великому. В то время орган играл роль церемониального символа как в Византии, так и в Западной Европе, отражая императорскую власть. Серийное производство органов развилось на территории в Италии в IX веке.
В XIV веке началось повсеместное распространение органов на территории Европы. Некоторые модели были портативные, предназначенные для домашнего использования, чтобы владельцу было легко перевозить его. Первая задокументированная установка органа в немецком городе Хальберштадте датируется 1361 годом. Конструкция побудила средневекового французского композитора Гийома де Машо назвать его «королём инструментов» – это прозвище закрепилось за органом до наших дней. Орган Хальберштадта был первым инструментом, в трех мануалах и педалборде которого использовалась хроматическая раскладка клавиш, хотя клавиши были шире, чем на современных образцах. У него было двадцать мехов, которыми управляли десять человек, а давление ветра было настолько сильным, что игроку приходилось использовать всю силу руки, чтобы удерживать клавишу.
Старейшим образцом средневекового органа, сохранившую целостную механику считается орган 1370-х годов, установленный на острове Готланд в Швеции. В настоящее время он хранится в Национальном историческом музее Стокгольма. Самым старым действующим органом называют инструмент в базилике Валерской Богоматери в швейцарском Сьоне. Он установлен в 1435 году.
В эпоху Барокко производство органа вышло на новый технологический уровень. Производители органов создавали стопоры, имитирующие различные инструменты, такие как круммгорн и виола да гамба. Такие мастера как как Арп Шнитгер, Яспер Йохансен, Захариас Хильдебрандт и Готфрид Зильберман, создавали инструменты, которые сами по себе были художественными шедеврами, демонстрируя одновременно изысканное мастерство и прекрасный звук. Эти органы отличались хорошо сбалансированными механическими клавишами, что давало органисту точный контроль над трубной речью. Органы Шнитгера отличались особенно характерными язычковыми тембрами. Во Франции, как и в Италии, Испании и Португалии, органы в первую очередь предназначались для исполнения альтернативных куплетов, а не для сопровождения коллективного пения.
В период романтизма орган стал более симфоничным, способным создавать «крещендо» – постепенное усиление звука или увеличение громкости. Это стало возможным благодаря настройке регистров таким образом, что тембральные группы, которые исторически работали только отдельно, теперь могли использоваться вместе. Новые технологии и работа таких мастеров-органостроителей, как Эберхард Фридрих Валкер, Аристид Кавайе-Колль и Генри Уиллис, позволили строить крупные органы с большим количеством регистров, крупным разнообразием звучания, деления и тембров. Например, уже в 1808 году первый 32-футовый контр-бомбард был установлен в большом органе Нантского собора во Франции.
Желание создавать органы с более громким и величественным звучанием, потребовало настройки регистров на более высоком ветряном давлении, чем раньше. В результате, для преодоления ветряного давления и нажатия клавиш требовалась большая сила. Чтобы решить эту проблему, Кавайе-Колль настроил английский «рычаг Баркера» для помощи в управлении клавиатурой. По сути, это сервомеханизм, который использует давление воздуха из воздушного плена для усиления силы, прикладываемой пальцами исполнителя. Органостроители начали склоняться к спецификациям с меньшим количеством микстур и высокочастотных регистров. Они предпочли использовать больше 8-футовых и 16-футовых регистров. Эти практики создали более теплое, насыщенное звучание, нежели в XVIII веке. Органы начали строиться в концертных залах (например, орган во Дворце Трокадеро в Париже), а такие композиторы, как Камиль Сен-Санс и Густав Малер, использовали орган в своих оркестровых произведениях. Единственный в мире оригинальный орган мастера Кавайе-Колля, использующийся в выступлениях до сих пор, установлен в 1901 году в Большом Зале Московской консерватории.
Развитие пневматических и электропневматических клавиатурных механизмов в конце 19 века позволило размещать консоль органа независимо от труб, значительно расширяя возможности в дизайне. Также были разработаны электрические механизмы регистров, что позволило достигать сложных комбинированных действий во время игры. Начиная с начала XX века в Германии и Соединенных Штатах, мастера начали создавать инструменты, вдохновленные историей барочных органов. Они вернулись к производству настройке с более низким ветряным давлением и более тонкими масштабами труб, а также разработке спецификаций с большим количеством микстурных регистров.
В конце XX века мастера органа начали включать цифровые компоненты в клавиатурные, регистровые и комбинированные действия. Некоторые трубчатые органы заменили цифровыми из-за низкой цены, меньшего размера и минимальных требований к обслуживанию. Компания Allen Organsвпервые представила электронный орган в 1937 году, а в 1971 году создала первый цифровой орган, используя технологию CMOS, заимствованную у NASA, которая использовала звуки, записанные с настоящих труб, внедренные в память цифрового органа, таким образом фактически не используя настоящие трубы. В начале 1970-х годов компания Rodgers Instruments создала первый гибридный орган, электронный инструмент, который включает настоящие трубы.
Органы могут сильно различаться по размеру, от небольших портативных до огромных, занимающих целые залы. Сложность их дизайна делает каждый орган уникальным, с отличительными характеристиками звука и функционала.
О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.
Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)
Условия возврата:
• не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;
• менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;
• менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;
• менее чем за 3 дня 0 % от цены.
• Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.