«Картинки с выставки» – это цикл фортепианных пьес, созданный русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881) в 1874 году. Сочинение состоит из 10 частей, каждая из которых музыкально иллюстрирует картины, выставленные на посмертной выставке художника и архитектора Виктора Гартмана – близкого друга Модеста Петровича. Вдохновение пришло к композитору, во время прогулки по экспозиции. «Картинки с выставки» насыщенны яркими музыкальными образами, навеяны выразительной театральностью. Рассказываем факты о создании произведения.
Виктор Гартман (1834-1873) – русский архитектор, художник и сценограф. Гартман обучался в Императорской Академии художеств, а затем участвовал в жизни художественных кругов Санкт-Петербурга и Москвы. В 1870 году Гартман участвовал в оформлении Всероссиийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге, рассказывающей о промышленных и сельскохозяйственных достижениях Российской империи – от Варшавы до Сибири. За работу над Всероссийской промышленной выставкой Виктор Гартман получил звание академика
Гартман славился неуёмной фантазией, нежеланием следовать канонам и создавать привычные вещи. Большинство задумок Гартман так и не реализовал. Одним из наиболее известных проектов Гартмана – дизайн для Богатырских ворот в Киеве, который стал вдохновением для последней части «Картинок с выставки» Мусоргского.
Однако, в итоге конкурс отменили. Немалый след архитектор оставил в театральном искусстве, разрабатывая сценографии для спектаклей.
Творческий путь Гартмана перекликается с поиском авторского стиля самого Мусоргского, который из-за стремления к совершенству так и не закончил оперы «Саламбо» и «Хованщина». Гартман стремился интегрировать в архитектуру русские народные мотивы, объединить градостроительство и искусство. Мусоргский бросал вызов бытовавшей в академических музыкальных кругах моде на французскую и итальянскую оперу, делая акцент на русской культуру и народе.
Подробнее о биографии Модеста Мусоргского, его творческих замыслах и художественном стиле читайте в нашей статье.
Идеи Гартмана вызывали тёплый интерес у участников «Могучей кучки», в которой состоял Мусоргский. Знакомство Мусоргского и Гартмана произошло в 1870 году в доме поклонника архитектора – художника Владимира Стасова. Модест Петрович и Виктор Александрович быстро сошлись характерами, часто проводили время вместе, регулярно встречаясь для обсуждения искусства. Гартман скоропостижно скончался в 39 лет из-за осложнений после ангины – новость о смерти друга повергла в шок Мусоргского, потерявшего редкого соратника.
В знак уважения Владимир Стасов решил организовать выставку памяти Виктора Гартмана в Академии художеств Санкт-Петербурга. Экспозиция включала 400 работ архитектора, включая сценографии к опере Мусоргского «Борис Годунов», эскизы костюмов, наброски, сделанные в России и за границей, некоторые живописные полотна и архитектурные проекты.
Мусоргский решил создать музыкальное произведение, которое бы отразило впечатления от работ во время «прогулки» по выставке и одновременно сделать посвящение Гартману. Из экспозиции, Мусоргский выбрал рисунки Гартмана, созданные за границей, а также эскизы на русскую тематику.
Структура сюиты «Картинки с выставки» – это своеобразное музыкальное путешествие по экспозиции. Произведение состоит из 10 фортепианных пьес (картин), разделённых музыкальными променадами, которые играют роль связующего элемента между частями.
«Картинки с выставки» изначально написанные для фортепиано, после смерти Мусоргского вызвали большой интерес у композиторов, и впоследствии были оркестрованы в разных версиях. Лучше всех передал разнообразие настроений и тонкости оригинального произведения Мусорского французский композитор Морис Равель, который оркестровал «Картинки» в 1922 году по заказу Сергея Кусовицкого. Среди других известных аранжировщиков и композиторов, оркестровавших сюиту – Леопольд Стоковский, Генрих Якоби, Сергей Горчаков и Лео Фюнте.
Яркая образность сюиты сделала пьесы настоящей находкой режиссеров кино и мультфильмов. Различные эпизоды из «Картинок с выставки» звучат в советском фильме «Сорок первый» (1956), голливудских хитах «Древо жизни» (2011), «Звездные войны: Эпизод III – «Месть ситхов» (2005), «В поисках Немо» (2003), «Русалочка» (1992) и многих других.
О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.
Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)
Условия возврата:
• не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;
• менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;
• менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;
• менее чем за 3 дня 0 % от цены.
• Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.