Титульник

Получите скидку 20% за подписку на рассылку

Подпишись на нашу email-рассылку

Петр Ильич Чайковский: «1812»

Петр Чайковский: торжественная увертюра «1812»

Введение

 Увертюра «1812», полное название —торжественная увертюра «1812 год», соч. 49 – одно из самых известных произведений Петра Ильича Чайковского. Произведение было написано в 1880 году и посвящена памяти победы русского народа в Отечественной войне 1812 года против наполеоновской армии.

История создания

 В 1882 году Москва готовилась к проведению Всероссийской художественно-промышленной выставки. В связи с этим событием, основатель Московской консерватории и близкий друг Петра Ильича Чайковского Николай Рубинштейн предложил композитору создать произведение на одну из тем: открытие выставки, церемонию освящения Храма Христа Спасителя или празднование 25-летия коронации Александра II. Композитор изначально склонялся к отказу, так как не любил сочинять музыку к официальным мероприятиям.

Ни одна из предложенных тем Чайковскому не понравилась, поэтому композитор решил обратиться к событиям 1812 года. В год проведения выставки, страна праздновала 70-летний юбилей победы над Наполеоном. Чайковский увлекся историей о самонадеянности французского императора, героической победы русского войска, торжестве победы, образы которой он решил объединить в героическую увертюру, передающей дух патриотизма.

Чайковский

Работа шла тяжело – был не уверен в успехе увертюры, считал её слишком шумной и лишенной художественных достоинств.

Сочинение увертюры Чайковский завершил в ноябре 1880 года и вскоре опубликовал её как опус 49. Премьера состоялась 8 августа 1882 года во время выставки под управлением дирижёра Ипполита Альтани на концерте московского филиала Русского музыкального общества. Вопреки опасениям Чайковского, увертюра «1812» была тепло принята публикой, поэтому композитор стал включать её в программу своих концертов, в том числе европейских. В 1885 году, «1812» была исполнена под руководством Милия Балакирева в Смоленске на церемонии по случаю открытия памятника Глинке. С тех пор она стала одним из самых любимых и часто исполняемых произведений композитора, символом патриотического духа и торжества. Увертюра «1812 год» исполняется на различных концертах и праздничных мероприятиях по всему миру, часто сопровождаясь фейерверками и залпами настоящих пушек, что делает ее исполнение особенно захватывающим.

Музыка

Торжественная увертюра «1812» написана для большого симфонического оркестра, дополнено ударными инструментами, массивными колоколами и оперным большим барабаном для имитации звука пушечных выстрелов, а также элементами военного оркестра. Произведение предназначено для исполнения на открытом воздухе, либо в больших концертных залах.

Чайковский не подготовил подробного описания к увертюре, однако, её выразительные образы говорят сами за себя. Произведение открывается с медленного ввода, представляющего хоровую версию молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя». В развитии сонатной формы аллегро представлены множественные темы, включая основные и второстепенные, которые контрастируют друг с другом, а также мелодии, символизирующие противоборствующие силы: русскую песню «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельезу», играющие ключевую роль в развитии и повторении тем.

Тема расширяется за счет привлечения дополнительных инструментов, создавая образы хаоса и беспокойства, которые ведут к новому сильному звучанию всех инструментов и решительному маршевому движению басовых партий (фаготов и нижних струнных). Военные фанфары и короткие, энергичные мотивы струнных изображают мобилизацию сил к обороне.    Две нарастающие волны усиления приводят к появлению мотивов «Марсельезы» — символа наполеоновской армии. «Марсельеза», ассоциирующаяся с идеалами свободы, в увертюре приобретает зловещий оттенок, подчёркивая изменение восприятия французской культуры в контексте войны. Противостоящий ей образ России — это широкая мелодия струнных в духе народной песни, которую сменяет чисто народный мотив «У ворот, ворот батюшкиных», исполняемый английским рожком и флейтой. Интенсивность вводит коллизию русской и французской темы, в финале которой русская тема побеждает «Марсельезу».

Финал увертюры символизирует атмосферу торжества русского народа – усиленный звук военного оркестра, звон колоколов и удары большого барабана, имитирующего пушечные выстрелы. В завершение, после возвращения к молитве (первой теме вступления), размашисто звучит российский гимн «Боже, Царя храни».

 В мировой культуре

Торжественная увертюра стала одним из самых узнаваемых произведений классической музыки, неразрывно связанных с духом патриотизма. «1812» часто исполняется во время национальных праздников. Исполнение увертюры – завершает празднование Дня независимости 4 июля, где её мощное звучание с пушечными выстрелами и колокольным звоном эффектно дополняет фейерверки. Произведение стала символом торжества и национальной гордости в Штатах, несмотря на её первоначальный символ российской победы над Наполеоном.

К увертюре «1812» часто обращаются кинематографисты – произведение звучит в таких фильмах как «V- значит вендетта», «Общество мёртвых поэтов» и даже в мультсериале «Симпсоны».

TOPconcerts представляет: Чайковский Гала

 31 марта в Большом Зале Консерватории состоится грандиозная российская премьера увертюры «1812» в версии с хором, органом и оркестром.

Внушительный состав музыкантов – лауреат XVII Международного конкурса им. Чайковского Валентин Малинин (фортепиано), капелла России им. А. А. Юрлова, Государственный академический Симфонический оркестр России им. Светланова под управлением дирижёра – Лючиано Акочелла (Италия), исполнят важнейшие произведения Петра Ильича Чайковского – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, сюиты из балета «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», и конечно, торжественную увертюру «1812».

С нетерпением ждём вас на незабываемый праздник музыки!

Только на нашем сайте вы можете купить билеты со скидкой 20% и дешевле, чем в кассах концертных площадок!

Полезные ссылки

Пётр Ильич Чайковский: великий российский композитор

Контакты

Адрес
Москва, Бумажный проезд д 14 строение 1, офис 509
Техническая поддержка по покупке билетов Intickets

Ближайшие концерты

12 октября Большой зал консерватории, Бессонов
31 октября в Большом зале консерватории: Моцарт и Великие шедевры музыки
Скоро в продаже
Кармина Бурана и Великие шедевры музыки 10 октября
16 ноября в Большом зале консерватории – Штраус Гала
Дом Музыки, 16 ноября, солисты Ла Скала
Гарри Поттер и Философский камень
Орган-Симфони Рок Шоу 1 декабря 19:00 Дом Музыки
7 декабря в Доме Музыки: Реквием Моцарта
Скоро в продаже
Скоро в продаже
Скоро в продаже
14 декабря Большой Зал Консерватории Три тенора
Щелкунчик в Храме Христа Спасителя
15 декабря в Доме Музыки: Christmas Gala 2024
Щелкунчик в Храме Христа Спасителя, 15 декабря
18 декабря в Храме Христа Спасителя: Organ Christmas в Храме
Скоро в продаже
19 декабря в Храме Христа Спасителя – «ОРГАН CHRISTMAS В ХРАМЕ»
Скоро в продаже
Новогодний Иоганн Штраус-Гала в Большом зале консерватории
Балет Щелкунчик в Театре Эстрады 24 декабря в 19:00
Балет Щелкунчик 25 декабря в Театре Эстрады
Волшебный балет Щелкунчик в Театре Эстрады 26 декабря в 15:00
26 декабря, Christmas Gala в Большом зале консерватории
Волшебный балет Щелкунчик в Театре Эстрады, 26 декабря

Отзывы о концертах

Наши партнеры

Ваша заявка
принята!
В ближайшее время
с Вами свяжется наш специалист

О новом порядке возврата билетов на зрелищные мероприятия в связи с ситуацией по распространению коронавируса: роспотребнадзор.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что с 01.09.2019 года изменены правила возврата билетов (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Условия возврата:

•  не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета;

•  менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета;

•  менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета;

•  менее чем за 3 дня 0 % от цены.

•  Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.

> >